6 февраля армянский парламент принял проект решения о референдуме по Конституционным реформам. В проекте предлагалось приостановить деятельность избранных до 9 апреля 2018 (когда вступили в силу нормы измененной в 2015-м Конституции) председателя и 6 членов Конституционного суда. Предполагалось, что в случае реформ полномочия всех членов КС, кроме судей Армана Диланяна и Ваге Григоряна, будут считаться прекращенными.
Решением президента референдум был назначен на 5 апреля, но позже — отменен на неопределенный срок из-за пандемии и режима ЧП. 16 марта премьер-министр Никол Пашинян заявил, что с учетом эпидемиологической ситуации провести референдум не представится возможным минимум в течение года, поэтому власти обсуждают варианты разрешения ситуации с КС в парламенте.
13 мая Минюст сообщил, что министр Рустам Бадасян направил вопросы в Венецианскую комиссию касательно кризиса с КС, а депутат от парламентского большинства, блока «Мой шаг» Рубен Рубинян пояснил, что вопросы затрагивают:
1). предусматриваемую Конституцией 2015 года, но фактически не реализованную модель формирования Конституционного суда;
2). рамки решения КС касательно проекта реформ Конституции;
3) полномочия Национального собрания в вопросе отмены при необходимости назначенного заранее и не проведенного из-за пандемии референдума.
Что это подразумевает:
1). предусматриваемую Конституцией 2015 года, но фактически не реализованную модель формирования КС.
Рассматриваемый вариант, в отличие от варианта, поставленного на референдум, предполагает прекращение полномочий судей, назначенных не до 9 апреля 2018 (7 судей), а судей, пребывавших на должности 12 и более лет, и председателя КС, занимавшего должность 6 и более лет (на данный момент — 2 судей, в 2022 — еще 2).
Принятая в 2015 с массовыми фальсификациям Конституция, автором которой, к слову, стал действующий глава КС Грайр Товмасян, предусматривает 12-летний срок для полномочий судей Конституционного суда, а в качестве срока председателя отмечается 6 лет. Авторы новой Конституции, однако, установили при помощи переходных положений — статьи 203 Конституции — определенные исключения, в результате вышло, что назначенные членами КС до апреля 2018 года будут оставаться на своих должностях не 12 лет, а до момента, когда им исполнится 65 и они выйдут на пенсию.
2). Рамки решения КС касательно проекта конституционных реформ.
Согласно действующей Конституции, КС оценивает соответствие Конституционных реформ действующей Конституции.
По оценке правозащитника Артура Сакунца, это тупик, так как еще не определены пределы, в которых происходит оценка соответствия. Любое изменение может быть признано не соответствующим действующей Конституции (по словам Сакунца, нелегитимным) и отменено.
Правозащитник Даниель Иоаннисян предлагает внести определенность в эту «нелепую регулировку» путем внесения уточнений в закон о КС: необходимо установить четкие критерии, при помощи которых будет оцениваться соответствие реформ действующей Конституции.
«Нужно дать четкое определение в законе, что Конституционный суд должен оценивать соответствие реформ неизменяемым статьям Конституции и только неизменяемым статьям», – заявил Иоаннисян в ходе дистанционного обсуждения 21 мая, подчеркнув, что Конституционный суд не может давать оценок касательно изменений, связанных с КС.
«Судья не может судить сам себя. И не может осуществляться предварительный конституционный контроль над изменением Конституции, которое касается только и исключительно тех, кто должен давать этому оценку. И просто очевидно, что подход Конституционного суда к изменениям, предусматриваемым переходной статьей 213 не может быть беспристрастным».
В 2023 году вместе с очередными выборами в парламент предусматривается провести референдум по широкомасштабным конституционным реформам. Комиссия, разрабатывающая проект реформ, находится на этапе обсуждений.
3). Полномочия Национального собрания при необходимости отменить референдум, не проведенный из-за пандемии.
Чтобы поставить на обсуждение в парламенте изменения в переходной статье 213 и решить вопрос КС в парламенте, необходимо отменить уже объявленный референдум, что, по словам Даниеля Иоаннисяна, предполагает некоторые изменения в законе о референдуме.
Накануне правительство одобрило проект поправок в конституционный закон «О референдуме», которым регламентируется процедура отмены референдумов, назначенных до объявления военного режима или режима чрезвычайного положения, и устанавливается, что отмененный из-за объявления режима военного или чрезвычайного положения референдум проводится не раньше, чем через 50 и более дней после завершения военного или чрезвычайного положения, и не позднее, чем через 65 дней.
День старта процесса отмененного референдума и день голосования (воскресенье) назначаются указом президента, принимаемым в течение трех дней после завершения режима ЧП.
Поправки предусматривают порядок отмены объявленного референдума. Правовой процедуры отмены объявленного референдума еще не существует.
В настоящее время Минюст ждет ответа Венецианской комиссии по трем вышеупомянутым вопросам. Ответы предопределят дальнейшие действия: власти, по сути, намерены отменить референдум, с помощью парламента устранить переходную статью 213 и определить рамки предварительного конституционного контроля.