«Цель нашей сегодняшней встречи — обсуждение оперативной ситуации на границе Армении и Азербайджана. Прежде, однако, необходимо констатировать, что военно-политическая ситуация в регионе обострилась вследствие агрессии со стороны Азербайджана в отношении суверенной территории Республики Армения». Об этом заявил премьер-министр Никол Пашинян, посетивший сегодня Минобороны, где провел встречу с руководящим составом оборонного ведомства и ВС во главе с министром обороны Давидом Тонояном и начальником Генштаба Оником Гаспаряном. На встрече присутствовал также министр иностранных дел Зограб Мнацаканян.
Глава армянского правительства прокомментировал напряжение последних дней на государственной армяно-азербайджанской границе:
«В прошлое воскресенье, вечером 12 июля, Вооруженные силы Азербайджана предприняли нападение с целью захвата приграничной позиции «Бесстрашный» ВС Армении. Для понимания полной картины стоит констатировать, что данная позиция расположена по эту сторону границы Республики Армения, на суверенной территории Республики Армения, и действия Азербайджана иначе как агрессия не назовешь.
Причем, ВС Азербайджана стреляли из артиллерийских средств, беспилотных летательных аппаратов по селам Мовсес, Айгепар, Чинари, Неркин Кармирахпюр Тавушской области, причинив существенный вред инфраструктурам и жилым домам.
В то же время у нас имеются доказательства и фактические данные о том, что ВС Азербайджана установили артиллерию и бронетехнику между жилыми домами в селе Агдам, расположенного перед Чинари, и стреляет по нашим селам оттуда, чтобы выдать ответные действия наших ВС за нападение на гражданское население.
Уважаемые коллеги, очень важно отметить смысл и контекст происходящих событий, потому что наступательные действия ВС Азербайджана должны иметь объяснение, следовательно, важно ответить на следующий вопрос: что хочет сделать военно-политическое руководство Азербайджана и почему?
Многолетняя военная риторика президента Азербайджана Ильхама Алиева в последние месяцы обострилась, и он агрессивнее грозит решить вопрос Карабаха силовыми методами, открыто демонстрируя свое намерение сорвать переговорный процесс в рамках сопредседательства Минской группы ОБСЕ. На этом фоне развивался тезис о мощи и непобедимости азербайджанской армии в попытке оправдать то, что потраченные за последние 15 лет миллиарды долларов на развитие армии не были направлены на повышение благосостояния народа Азербайджана.
Военно-политическое руководство постоянно заявляло, что ждет приказа Ильхама Алиева для решения карабахского вопроса военным путем. Эта бесконечная риторика должна была получить какое-то выражение. Естественно, на фоне агрессивных заявлений военно-политического руководства Азербайджана бдительность и внимание Армии обороны Арцаха должны были удвоиться и, следовательно, Азербайджан решил ударить в том направлении, в каком мы должны были ждать меньше всего.
Цель была одна: неожиданным ударом материализовать миф о непобедимости азербайджанской армии, разгромить морально-психологические позиции армянской стороны при помощи военного успеха и атаковать в направлении Республики Арцах.
Вооруженные силы Республики Армения, однако, продемонстрировали боеспособность исключительно высокого уровня, не только обеспечив неприкосновенность границ Армении, но и разрушив миф, создаваемый действующим полтора десятилетия президентом Азербайджана, о боеспособности азербайджанской армии.
Причем, этими своими действиями Азербайджан также нанес существенный вред странам, широко сотрудничающим с ним в военно-техническом направлении, потому что за последнюю неделю наши Вооруженные силы поразили технику, которая во всем мире считается неуязвимой. Самое большое удивление в этой истории вызывает пренебрежительное отношение военно-политического руководства Азербайджана к жизни собственных солдат, которых отправляют на неминуемую смерть даже в случае, когда очевидно, что поставленная перед ними задача явно нереализуема.
Предпринятая военно-политическим руководством Азербайджана провокация содержит и широкий геополитический контекст. Азербайджанская пропаганда, пытаясь скрыть собственный провал, начала развивать тезис о том, что Вооруженные силы Армении заняли позиции, чтобы ударить и вывести из строя берущие свое начало в Азербайджане международные энергетические инфраструктуры. Это делается для того, чтобы представить Армению в качестве глобальной угрозы.
Но важнейшим доказательством нелепости этой мысли является то, что чисто теоретически Армения имела возможность предпринять подобное действие и в течение последних недель. Но такой цели у нее никогда не было и нет, потому что в нашей политической повестке не было и нет создания в регионе и в мире экономической, политической, военно-политической нестабильности и угроз.
Наша задача — обеспечение безопасности нашего суверенитета, наших границ, нашей страны и народа, а также содействие глобальной безопасности. А то, что Азербайджан создает угрозы глобальной безопасности, а не только Армении, в эти дни стало очевидно.
Несколько дней назад официальный представитель Азербайджана прямо заявил, что их страна может нанести ракетный удар по Мецаморской атомной станции. Конечно, Армения в состоянии обеспечить собственную безопасность, включая безопасность Мецаморской АЭС, но данное заявление без сомнений должно рассматриваться в качестве преступления против человечества, потому что подобное действие является угрозой терроризма против человечества, оно должно удостоиться соответствующей международной реакции и расследования.
Что касается дальнейших действий, наша позиция остается прежней. Все мы должны в конце концов выйти из круговорота постоянных заявлений о нарушениях режима прекращения огня, и должна быть создана международная система надежного мониторинга за соблюдением режима прекращения огня.
Переговорный процесс в рамках Минской группы ОБСЕ должен продолжаться, и Азербайджан, в конце концов, должен занять конструктивную позицию».