«Проклятие большинства»
Карабахский вопрос изначально основывался на популизме: референдум в Нагорном Карабахе (глас большинства), большие митинги в Ереване (снова большинство).
Левон Тер-Петросян подал в отставку, когда почувствовал, что большинство (или «активное большинство») не принимает его предложение.
[Вице-спикер парламента] Лена Назарян и Никол отреагировали на предложение Путина о возвращении беженцев в Шуши/Шушу тем же «люди (армяне, большинство) нас бы не поняли».Это я называю «проклятием большинства». Проклятие это существует везде, где не уважают личность, и во имя абстрактных социальных групп (армян, христиан, женщин, геев) начинают жертвовать достоинством и свободой личности.
К примеру, если бы учитывали мнение карабахских азербайджанцев-индивидов, бывших меньшинством в НК, того референдума и не было бы, либо — как минимум, не с требованием о «присоединении» или «отделении».
Это «а что скажут люди?», «что подумают соседи?», «меня не поймут» сильно навредило обществу, в том числе – последняя война, потому что Никол говорил «а что бы вы сказали/сделали, если бы мы сдали территории и Шуши без войны?».
Проклятие большинства ослепляет человека, держит его в страхе, заставляет делать не то, что верно, а то, что приемлемо для какого-то абстрактного большинства…
Наверное, лучшая формула избавления от этого проклятья – европейский концепт «majority rule, minority rights»: власть большинства, права меньшинств. Хотя и «меньшинство» не специфическая единица. Лучшая единица – индивид.
Там, где от личности требуют жертвенности – неважно, во имя чего, — закладывается «проклятие большинства», которое приводит к трагическим последствиям: политика, основанная на страхах, иррациональные и эмоциональные решения, принимаемые в угоду мнения большинства (например, воевать, а не решать конфликт мирно, либо потерять Шуши, а не принять обратно карабахских азербайджанцев).
Севак София Киракосян из цикла #неподобаетармянам