Главная / Образование / В ереванской школе N122 требуют взяток и отката с зарплаты

В ереванской школе N122 требуют взяток и отката с зарплаты

обновлено: Министр образования, науки, культуры и спорта Ваграм Думанян подписал указ о прекращении действия удостоверения права директора государственной неторговой организации на руководство учебным заведением (от 27 марта 2017 года). Основанием послужила появившаяся в интернете аудиозапись и докладная начальника управления министерства образования, науки, культуры и спорта.

Как сообщалось ранее, учитель ереванской основной школы N122 Мелинэ Акопян сообщила «Платформе проверки фактов», что директор заведения Марина Малхасян приняла ее на работу за взятку, а теперь требует отдавать еще и часть зарплаты. Педагог предъявила аудиозаписи, доказывающие подлинность ее слов. На записи слышно, как директор Малхасян утверждает, что схожая ситуация учителя ждет в любой другой школе.

1500 долларов за прием на работу

По словам учителя, за прием на работу в 2019 году директор потребовала и получила взятку в размере 1500 долларов. Эту взятку (под видом «благодарности») на записи, сделанной в апреле 2021 года, учитель обсуждает с директором, сетуя, что, несмотря на это, Малхасян до сих пор не задействовала ее в продленке и оставляет себе часть зарплаты. О взятке говорится и на записи от 8 апреля — в разговоре с завучем Асмик Канджаровой.

Директор, в свою очередь, замечает, что «выразить благодарность» пришлось бы в любом случае — куда бы Акопян ни пошла. Между тем, замдиректора по учебной работе Канджарова называет легитимными требования учителя и выступает в качестве посредницы.

В другом случае учитель требует вернуть выплаченную ею сумму за прием на работу, утверждая, что хоть в других учебных заведениях тоже просят денег, взамен они обеспечивают работой. А в этом случае через какое-то время Акопян, фактически, осталась без работы. Тем не менее, предметом спора учителя с директором стала не совсем взятка за прием на работу.

Марина Малхасян

Откат части зарплаты

По словам учителя, в первый год у нее было 8 учебных часов в неделю и полная ставка в продленке. За это Мелинэ Акопян получала зарплату в размере 107 000 драмов (порядка $217). В тот период директор ничего с Акопян не требовала, «великодушно» разрешая ей погашать долги, возникшие от добытой на взятку суммы.

В следующем учебном году директор увеличила учебные часы Акопян до 13-ти, за что учитель получала зарплату в размере 135-138 000 драмов, однако себе она оставляла 100 000, а остальную сумму отдавала директору – по ее же требованию.

Через несколько месяцев под предлогом жалоб на Акопян со стороны родителей учеников директор отняла у нее 5 учебных часов (из 13) и отдала одной из помощниц учителя, однако – за отсутствием у нее права преподавать – зарплату продолжала получать Мелинэ Акопян, ежемесячно переводя сначала 20, а затем 7 000 драмов помощнице учителя. После всего этого директор вызвала к себе Акопян и потребовала увеличить выплачиваемую ей сумму.

В прошлом учебном году Мелинэ Акопян была занята и в продленке, за что получала деньги. Однако продленки как таковой, по всей видимости, не было. То есть зарплата выписывалась, а соответствующих услуг не предоставляли (продленные группы – дополнительная услуга, предоставляемая школами, правовыми актами она регулируется в незначительной степени).

На аудиозаписи от 29 апреля Акопян в очередной раз говорит директору Малхасян о том, что периодически выплачивала требуемую сумму. Директор отвечает, что она – Акопян – не была против этого. В этом разговоре завуч даже начинает подсчитывать, за какой месяц и какую часть зарплаты педагог «возвращала». А в конце полуторачасовой беседы директор говорит: «Это соучастие… меня могут судить».

«Устои» в школе

На предоставленных Мелинэ Акопян аудиозаписях четко слышно, как директор оскорбляет учителя, в том числе наносит личные оскорбления («невоспитанная, необразованная» и др.). Зачастую не дает учителю говорить или перебивает, обращается на ты в случае, когда учитель с ней говорит исключительно на Вы или называет по имени и отчеству.

Директор задает вопросы, которые не только никак не касаются ее или школы, но и просто некорректны. К примеру, спрашивает, не интересуется ли супруг Мелинэ Акопян, откуда она берет такую зарплату.

Комментарий директора

«Платформа проверки фактов» связалась и с Мариной Малхасян, чтобы выяснить, брала ли она деньги с учителя за прием на работу, а позже – требовала части зарплаты.

В ответ директор довольно долго рассказывала о пройденном ею пути, об истории своей семьи и школы, делилась успехами и только после того, как вопрос повторили несколько раз, она сказала, что Акопян дарила ей цветы, игрушку и сладости, а она отдавала все это действующему в школе инклюзивному классу.

Факт получения взятки за прием на работу Малхасян категорически отрицает. Также она опровергает информацию о требовании «доли» с зарплаты, однако не исключает того, что в течение месяца учителя могут получать или давать деньги друг другу за то, что заменяют на уроках. По словам директора, речь о «мизерной сумме» — 7-8 тысяч драмов, однако сама она к этому «отношения не имеет».