В Туркменистане начались рейды по магазинам женской косметики, в ходе которых проверяющие требуют изъять из продажи помаду, лак для ногтей и тушь для ресниц, сообщает «Хроника Туркменистана».
По информации издания, с прилавков требуют убрать товары, которые могут навредить «здоровью и внешнему виду» потребителей. При этом, по словам продавцов и покупателей, создается впечатление, что у проверяющих нет четких инструкций о «запрещенных» косметических средствах.
Как правило, с прилавков убирают косметику для макияжа — помаду, тушь, но оставляют в продаже гигиенические средства — шампуни, гели и крема.
В апреле, после прихода к власти Сердара Бердымухамедова, в Туркменистане начали борьбу с «искусственной красотой». В Марыйском велаяте женщинам пригрозили штрафами за наращивание ресниц, увеличение губ и использование ботокса. А национальные авиа- и железнодорожный перевозчик уволили десятки стюардесс и проводниц поезда из-за маммопластики и других косметических операций.
В стране начали проводить собрания со студентками и школьницами, которым рассказывали о необходимости соблюдать национальные традиции и о непозволительности окрашивания волос, нанесения перманентного макияжа, наращивания ресниц и ногтей, а также процедур по увеличению губ и в целом использования слишком яркого макияжа. В это же время, по информации Радио «Азатлык», неофициально женщинам запретили занимать передние сиденья частных автомобилей, а водителям такси — предлагать свои услуги женщинам. Такие же собрания проводили для работниц бюджетных и государственных учреждений. Ослушавшимся грозят отчислениями и увольнениями.
В середине мая власти республики заблокировали сайт турецкого интернет-магазина Trendyol, специализирующегося на продаже модной одежды для женщин.
Местные СМИ связывают ужесточение запретов с тем, что Сердар Бердымухамедов является «домостроевцем» и критически воспринимает любые проявления эмансипации.
Так, женщинам в Туркменистане с некоторых пор нельзя наращивать ресницы, колоть ботокс, делать татуаж бровей, красить волосы и садиться на переднее сидение автомобиля. Запреты в одной из самых закрытых стран мира часто действуют негласно, а значит и оспорить их бывает невозможно. Инициативы исходят от 40-летнего главы государства Сердара Бердымухамедова, сменившего своего отца, Гурбангулы, 12 марта. Указывать женщинам, как себя вести, — традиция туркменских властей, начало которой положил еще первый президент Туркменистана Туркменбаши.
«Туркмены надеялись, что их новоназначенный президент Сердар Бердымухамедов пойдет более прогрессивным путем, чем его отец, но жестоко ошиблись», — говорится в заявлении Международной федерации планирования семьи (IPPF).
Женщины рассказывают, что с начала мая их отказываются сажать на переднее сиденье таксисты, ссылаясь на некий указ (адат на туркменском), который им зачитали в таксопарках. Государственных документов и распоряжений, в которых содержались бы подобные запреты, никто не видел. Это частая практика в Туркменистане, где используют так называемое «вербальное право», когда президенту достаточно устно высказать повеление или подписать распоряжение, которое нигде не будет опубликовано.
«В Туркменистане с 2017 года отказывают женщинам в выдаче водительских прав, никак не объясняя это письменно или устно, поэтому введение нынешних ограничений многих не удивляет», — ранее говорил Руслан Мятиев, редактор сайта Turkmen.news, добавляя, что скорее всего речь идет о некоем внутриведомственном распоряжении.