Минздрав Армении вынес на общественное обсуждение проект о добровольной медицинской кастрации (стерилизации), позволяющий при наличии решения суда проводить кастрацию и стерилизацию лиц, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными — без согласия человека.
Представитель союза организаций по защите прав лиц с инвалидностью «Коалиция инклюзивных правовых реформ», правозащитник Мушег Овсепян требует убрать из проекта это положение.
«Добровольная медицинская кастрация — операционное вмешательство, которое совершается только на добровольной основе, с согласия совершеннолетнего осведомленного лица (супругов).
Согласно проекту, добровольная медицинская кастрация может производиться по желанию человека или по рекомендации врача с письменного согласия лица.
Все нормально до следующего момента. Кастрация (по рекомендации врача) лиц, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными, должна проводиться по решению суда.
Никто кроме самого человека (в том числе с умственной или психической инвалидностью) не должен иметь права примать такие фатальные решения о теле другого человека. Никто, в том числе государство посредством своих судов, не может принимать такого решения. Нравится это кому-то или нет. Наличие этого положения противоречит принципу добровольности, на котором зиждется проект, это превращает его в проект «о принудительной кастрации».
Необходимо покончить с тенденцией постоянно «отбирать» у человека права, люди сталкиваются с проблемами, потому что все недоступно, а достаточной помощи они не получают. К примеру, есть ли пособие, которое наше государство разработало для предотвращения нежелательных беременностей, которое было бы доступно лицам с ментальной инвалидностью? А почему из-за всего этого должен страдать человек? А про бесчеловечность сегодняшней системы недееспособности мы говорили немало, на странице нашей организации публикуются истории. Не нужно наивно полагать, что эти решения вытекают из интересов человека — в рамках системы, которая служит грабежу или помещению людей в учреждения», — написал Овсепян.
Предложение изъять из проекта положение будет официально отправлено в министерство со всеми необходимыми правовыми обоснованиями, добавил правозащитник: «Решение правительства, действующее с 1998 года, было прогрессивнее: «Медицинской кастрации не подлежат лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными»».