Ереванскую ярмарку «Малатия» было решено закрыть с 1 февраля. Как заявил Инспекционный орган, работа рынка прекращена в связи с нарушением противопожарных правил.
Сотни людей лишатся единственного источника заработка. С утра сотрудники рынка вышли на протест. Если проверки ужесточили из-за взрыва в торговом центре «Сурмалу», почему, спрашивают они, «Сурмалу» до сих пор работает, почему им дали возможность устранить нарушения, не закрываясь, а в их случае решено идти на крайние меры?
С десяток демонстрантов пригласили на встречу с владельцем рынка и представтелями Инспекционного органа. Продавцы надеются, что решение будет пересмотрено.
«бог все видит, мы попали под горячую руку»
«Пожар — просто предлог. Я уже три дня говорю: бог все видит, мы попали под горячую руку», — сказала женщина, проработавшая здесь 15 лет.
Рядом с ней стоят другие торговцы: рассказывают, что инспекторы обнаружили лишь 17 нарушений, 10-12 из которых уже устранены. В «Сурмалу» нарушений было порядка 60-ти, говорят они, и даже после взрыва некоторые из них не устранены до сих пор.
Один из протестующих заверил: дирекция устранит оставшиеся недочеты («уже пообещали»), если позволят продолжить работу.
«господин премьер, но мы же вас выбрали»
«Здесь 700-800 хозяйств, человек. Я 30 лет работаю на этом рынке. У нас у всех долги, проценты, есть (дети)-студенты, больные [за которыми нужен уход], семьи. Всы мы живем за счет заработка на этом рынке. У нас постоянные клиенты: не все в состоянии закупаться в магазинах. Мы нужны народу. Теперь мы попали в тупик», — сказала владелица павильона «Рафаэль-Татев» Гехецик Сакян.
Женщина обратилась к Николу Пашиняну : «Господин премьер-министр, мы вас избрали, теперь дайте ответ. Пусть кто-то из вас — будь то Марукян, Бабаджанян, господин премьер — придите сюда. Когда вы в затруднительном положении, говорите «за мной народ». А теперь вы придите и станьте опорой нам».
Согласно Инспекционному органу, проверки ужесточили после взрыва в «Сурмалу». По словам инспекторов, на территории «Малатия» отсутствует система дымоудаления и автоматической системы пожаротушения, в торговом центре имеются закрытые участки с легковоспламеняющимися веществами, в случае пожара потушить его с помощью имеющихся огнетушителей не удастся. Говорят, что для устранения нарушений ярмарке дали больше года.
Между тем, дирекция утверждает, что большая часть нарушений устранена: воспламеняющихся веществ нет, дорога для пожарной машины открыта, имеется насосная станция, установлены сотни огнетушителей, при возникновении дыма сработает сигнал тревоги, остальное будет сделано по ходу. Осталось немного, говорит владелец, эта работа требует бо՛льших финансов и больше времени — месяца три.
«отсюда и попрошайки пойдут»
Если рынок закроют, говорит один из сотрудников, ему придется уповать только на пенсию по инвалидности: «У меня не стало родителя, надо могилу привести в порядок. С закрытием ярмарки кто-то даст мне на это деньги, чтобы я построил могилу и был спокоен? Здесь я рабочий, пытаюсь заработать пару копеек. Пенсии и на коммунальные оплаты не хватает. Что можно сделать на 31 600 драмов?» (поряда $80).
«Если так будет продолжаться, отсюда и попрошайки пойдут. Здесь на хлеб зарабатывают 4-5 тысяч человек. Этих людей кормить надо. Это не тот бизнес, благодаря которому кто-то заполняет дом пачками денег. Здесь купленное съедалось в тот же день. Нужно и к народу с пониманием отнестись».
В какой-то момент протестующим сотрудникам предложили присоединиться ко встрече владельца ярмарки и представителей Инспекционного органа. Как позже рассказал один из работников рынка, руководителя Инспекционного органа ввели в заблуждение, сказав, что ничего сделано не было: «Потом пришли, увидели, что за год сделано достаточно, процентов на 80. Сейчас мы идем в Инспекционный орган».