Оппозиционное движение выдвинуло своего кандидата в премьер-министры. Им стал архиепископ Армянской апостольской церкви, уже бывший лидер Тавушской епархии Баграт (при крещении Вазген) Галстанян.
У него два гражданства — имеется паспорт гражданина Канады, так что, по Конституции Армении, Правительство ему не возглавить.
Оппозиция же убеждена, что данный запрет можно обойти — «под давлением общества», с этой целью в понедельник утром в столице перекрыли несколько улиц.
см. «Вправо! Вправо! Вправо!». Священник пришел в Ереван с митингом
национально-освободительная помощь
Как архиепископ намерен совмещать «кандидатство» с духовной деятельностью?
«Язык не поворачивается сказать… в связи с тем, что я кандидат в премьер-министры [․․․], описывая ситуацию Его Святейшеству и моим духовным братьям, я попросил заморозить мою 30-летнюю духовную службу», — на митинге в воскресенье заявил Галстанян.
За размытым объяснением последовали аплодисменты, барабанный бой и скандирование «святейший премьер».
На площадь он прибыл в рясе, поверх — галстук, такой же был на стоявших позади партийцах, этно-певцах, артистах.
В попытке понять, что означает «заморозка», пользователи соцсетей вспомнили о взаимоотношениях ОДКБ и Армении. Несколько месяцев назад глава армянского правительства Никол Пашинян заявил, что Ереван заморозил свое членство в российском военном блоке. В Организации сказали — не понимают суть этого выражения и могут лишь констатировать, что Армения была и остается членом ОДКБ.
Параллели между этими заморозсками небеспочвенны.
«Епископский сан Святейшего Баграта сохраняется, его церковная и административная служба прекращены», — пояснил Первопрестольный Эчмиадзин.
В послании говорится, что архиепископ обратился к Католикосу с просьбой «приостановить его духовное служение». Просьбу рассмотрели и решили «дать ей ход до нового Правления».
Отвечая на вопросы журналистов, Галстанян пояснил, что он «больше не в Тавушской епархии, но продожает оставаться архиепископом, высокопоставленным священнослужителем, архиепископом Армянской Апостольской Святой Церкви, а также членом Верховного Духовного Совета Армянской Апостольской Церкви».
Не является ли это совмещением духовной службы с политикой? «Это не политический, а национально-освободительный вопрос», — заметил Галстанян.
В Фейсбуке обсуждают это столкновение церковных устоев и светских законов.
Гемафин Гаспарян: «Конечно, выражение «святейший премьер-министр» восхитительно, как «платоническая любовь», «нерукотворное творение». Хорошо придумано. А если серьезно — без задней мысли — интересно: когда монашествующий архиепископ замораживает свою духовную службу, к нему нужно обращаться почетным званием Святейший? Или это не разрешено и нарушает каноны ААЦ? Может ли монашествующий в прошлом архиепископ в любой момент, как решит, вернуться к духовной службе? Или существует другая процедура? Можно носить рясу?».
***
Лусине Харатян: — Кто-нибудь может мне объяснить, что значит заморозить духовную службу для монашествующего священнослужителя?
Гемафин Гаспарян: — Святейший премьер.
Гамлет Мелкумян: — Полумонах.
Антон Ивченко: — Я медленно снимаю свой фелон…
Александра Штаерт: — Может быть я чего-то не понимаю из-за плохого перевода.. Но епископ — это архиерей, т.е. высшее звание. Он во-первых принял монашеский постриг, т.е. больше не подчиняется светским властям, а в идеале и церковным может не подчиняться, ибо он «в Воле Божией». И он не может сам с себя монашеский постриг снимать — потому что это отречение от Христа тогда. И архиерей должен быть рукоположен от апостольской ветви и значит не может быть «заморожен» или «приостановлен». Единственно, что можно сделать против архиерея — это предать анафеме собором 7 других иерархов.. Ох
Яна Аванесян: — Совершенно не понимаю тех, кто пишет беспонтовые комментарии под видом ложной, не имеющей ценности «прогрессивности». Так или иначе, пусть своими ложными ценностями продолжают насмехаться над самими собой. Я же поняла сказанное иначе: так как он — глава епархии, священнослужитель по обязанностям, естественно, с учетом нынешней активности он не сможет исполнять свои обязанности должным образом, поэтому в данный момент ему нужно сделать выбор.
***
Гор Мадоян:
— Гарегин Второй предоставит Святейшему Баграту духовную отсрочку
— После заморозки духовной службы Святейший Баграт станет Багратом Возвратным
— Тавушская епархия будет переименована в королевство Баграта Безземельного [по аналогии с Давидом I Безземельным — вторым царем Ташир-Дзорагетского царства в 989—1048 годах. Из династии Кюрикидов, младшей ветви армянской царской династии Багратидов. Прозвище Безземельный относится к временной потере своих земель, которые он понес после поражения от короля Ани]
— Движение Тавуш во имя родины проведет курсы по заморозке монашества. […] — Вот если вместе с этим он и от гражданства Канады откажется, значит, серьезно настроен.
Немного серьезнее.
— Я искренне не понимаю, каким органом нужно думать, чтобы день и ночь разглагольствуя о солидарности, проводить акцию в день стихийного бедствия в стране.
— Не понимаю, почему Гарегин Второй так долго ждал и только недавно призвал Вазгена Галстаняна «заморозить» свою службу
— Не понимаю, какова цель инициативы Вазгена Галстаняна.
— Не понимаю, почему арцахцы снова позволяют использовать себя в качестве тупого предмета во внутриполитической борьбе Армении.
— Не понимаю, почему власти, задействовав весь свой инструментарий, делают все, чтобы мы не видели разницы между ними и оппозицией.
— Не понимаю, чем все это способствует сопротивляемости Армении.
— Не понимаю, куда делись неофидаины, [приверженцы идеи] «ни пяди земли».
— Не понимаю, как такие же, как я, выдерживают на этом пастбище издевательства и несерьезности.
Вардинэ Григорян: — А я не понимаю, откуда у целой команды, не понимающей это предложение [из Конституции], такие большие амбиции: «… последние четыре года являющееся гражданином только Республики Армения, последние четыре года постоянно проживающее в Республике Армения, обладающее избирательным правом и владеющее армянским языком…».
***
Из телепередачи «Вознинер»:
— А какой жизнью вы живете? Духовной или светской?
— Бесподобной, сын мой.