В воскресенье участников митинга оппозиции на Площади Республики в Ереване было заметно меньше, чем 9 мая. Прибывшие выглядели разочарованными: энергия не та, а само движение пока не дало конкретных результатов.
см. «Вправо! Вправо! Вправо!». Священник пришел в Ереван с митингом
Некоторые сетовали на то, что момент упущен: «Потенциал не использовали». По их мнению, «его святейшество должен был идти на радикальные меры».
— Что вы подразумеваете под «радикальными»?
— Вы лучше меня знаете, что это такое.
Соратники Дона Пипо не исключают, что в случае радикализации могли произойти столкновения, вплоть до гражданской войны.
— Возможно. И мы готовы. Гарегин Нжде тоже пролил немало армянской крови. Наш народ отдалился от бога. Сегодня армяне России большие патриоты, чем те, кто живут в Армении.
На Площади было немало людей, вынужденно покинувших Карабах. Подавляющее большинство не хотело попадать в объективы камер. На собрания, сказали они, приходят в надежде вернуться домой — в Карабах.
Многие, в том числе бывший начальник Полиции Армении Валерий Осипян, пришли, чтобы быть «рядом с народом».
На митинг вышел и Апрес Зограбян — участник протестов в парке Маштоца, изучающий индуизм. Ему не кажется странным вход в политику священнослужителя.
— Политическому полю не хватает духовного. Международная политическая система в кризисе, об этом свидетельствуют войны, вторжения на суверенные территории стран. И религия входит в политику — в Европе и не только. К примеру, в Индии правящей политической силе удалось соединить национализм с религиозными подходами. Эта тенденция существует во всем мире, оставаться вне ее Армения не может.
Такое слияние религии с политикой, когда священник возглавляет оппозиционное движение с политическими требованиями, никому опасными не показались.
Некоторые сказали, что опасность угрожает только мусульманским странам. Другие выражали восхищение Исламской революцией в Иране. Были люди, пришедшие просто посмотреть.
— Мне нравится смотреть, как друг друга мочат. После Демирчяна хороших руководителей не было. За 10 копеек на улице Абовяна можно было съесть 6 пирожков. Куда ни заходили — нам давали кебаб, сейчас заходишь — кофе-мофе. Ходили в гостиницу «Армения». А сейчас я могу войти в «Мариотт»? Здесь все карабахцы, ты с ними поговори. Карабахцы увидели новостройки на Аршакуняца — и тоже дома хотят. А граница здесь ни при чем: метр сюда, метр туда. Николу везет, как Храброму Назару: тигра оседлал, а ездить на нем верхом не может. Я с ним знаком, но я не подхалим. Если он сейчас мимо пройдет, ты встанешь, чтобы поздороваться? Я не встану. Армяне ничего сделать не смогут. Вон, во Франции ради пенсий страну спалили.
До начала митинга группа молодых людей прошла шествием от хранилища древних рукописей Матенадарана. В авангарде — священник Товмас Аракелян, дизайнер Арам Николян и активисты из молодежного крыла партии националистического толка Дашнакцутюн.
Вувузелы и барабаны напоминали протесты 2018 года.
В начале митинга — гимн.
И групповая молитва.
В этот раз на сцене почти не было политических деятелей. Вышли студенты, бывшие дипломаты, этно-исполнители.
Выступил дашнак из Тавушской области, депутат Гарник Даниелян.
Он поблагодарил за присутствие на митинге нацменьшинства — езидов, ассирийцев, греков, русских.
Позже лидер движения тоже пару раз выступил с благодарностью в адрес национальных меньшинств.
Это были извинения. Два дня назад здесь же выступала Анаис Сардарян, актриса из Абовяна. В предыдущие месяцы она в прямом эфире раздавала помощь вынужденным переселенцам из Нагорного Карабаха. Этим и знаменита.
Во время пылкого выступления актриса обратилась к собравшимся на площади с вопросом: «Кто согласен, чтобы те, кто не армяне, уехали, и мы остались в этой стране со своими — с армянами». Демонстранты механически выдали «Да!». «Вот и все», — вывела Сардарян.
В соцсетях такой «патриотизм» расценили как фашизм.
«Перед нами стоит вопрос: быть Западным Азербайджаном или Арменией. Мы выбираем Армению», — заметил Даниелян, поприветствовав всех, в том числе — «политзаключенных».
Термин «Западный Азербайджан» после войны 2020 года «вбросил» президент Азербайджана, его подхватили организации-сателлиты Алиева. Им периодически пользуются азербайджанские пропагандистские каналы, а иногда и армянская оппозиция.
«От имени тавушцев преклоняюсь, благодарю.
От имени жителей сел Киранц, Воскепар и Баганис — преклоняюсь и благодарю, молодцы, спасибо, что вы есть, я горжусь вами», — сказал депутат.
Хоть он и говорил от имени всего тавушского населения, позже архиепископ Тавуша Баграт Галстанян сетовал на отсутствие единства в общинах: «Ужаснее всего, что этот приграничный народ раскололи изнутри <…>. Они жили в единстве. Что теперь стало? Одна часть называет другую «раздатчиками земель», а те их — «расхитителями-коррупционерами».
Движение требует отставки премьер-министра Никола Пашиняна. Инфоповодом послужил старт делимитации границы на участке Тавуш-Газах, вокруг которого Ереван и Баку впервые достигли договоренности. Есть мнение, что это самый сбалансированный из возможных вариантов. Есть также те, кто называет этот вариант односторонней уступкой.
см. «Четыре села» как последнее напоминание о поражении 90-х
В эти дни президент Азербайджана пытается получить дивиденды, выдавая делимитацию за свою победу. Армянская оппозиция — в унисон с ним — занята мобилизацией.
Бывших дипломатов делегировали говорить с трибуны о главном. Они разработали документ, который зачитали на митинге.
Основное:
— процесс делимитации прекратить;
— это незаконный процесс под угрозой применения силы и продолжение капитуляции;
— слова Алиева — лучшее доказательство;
— никаких гарантий безопасности нет;
— правовой основой делимитации должна стать совместно принятая методология, основанная на имеющих юридическую силу внутригосударственных актах;
— между совесткими Армянской и Азербайджанской Республиками имели место лишь два законных процесса касательно определения границ — в 1928-1929 гг. и 1984-1987гг.;
— Алма-Атинская декларация не может лечь в основу делимитации, так как не содержит никакой характеристики границ, к ней не прикреплены карты;
— нужно исключить любое отступление армянских ВС до полного завершения процесса демаркации;
— а для этого процесса необходимо межгосударственное соглашение, которое должны ратифицировать парламенты;
— и если выяснится, что какая-либо территория Армении должна отойти Азербайджану, вопрос нужно вынести на референдум.
Одним словом, это возвращение к поэтапно-пакетной игре 90-х, результаты которой теперь всем известны, правда, интерпретируются по-разному, и очередной проармянский пакет, вероятность реализовать который аргументируется дипломатическим чудом.
Бывший секретарь МИД-а Ваагн Меликян продолжал: настоящее не внушает надежд на будущее, Азербайджан будет продолжать предъявлять новые требования, устраивать локальные провокации и т.д. «В нынешних условиях война может начаться только в результате взаимного согласия между властями и Алиевым». Присутствовавшие стали аплодировать.
«Дипломаты с опытом более 30 лет», по его словам, разработали шаги по выходу из сложившийся ситуации:
— переговоры;
— трезвая оценка ситуации;
— избавление от устных договоренностей;
— снова переговоры.
В череде ни о чем не говорящих формулировок выделялись следующие две:
— принципиальное изменение нынешней повестки внешней политики, исключить антироссийскость… или антизападность;
— исключить резкие внешнеполитические повороты и курсы.
Короче говоря, подобно предложению «Движения по спасению родины», объединиться с «Россией и Китаем» против Турции и Ко.
Затем присутствовавшим предложили посмотреть видеоролик, смонтированный из выступлений Никола Пашиняна разных лет. Он должен был доказать лживость главы правительства.
Баграт Галстанян вернулся к микрофону: «Свою жизнь я начинал с одной молитвы, одного псалтиря: Господь — свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей…
Сегодня я вышел на борьбу, потому что мы живем во времена украденной реальности и бесчестья, когда потеряна прекрасная, полная свободы часть нашей родины, мой и ваш любимый край Арцах, когда границы нашей родины подвергаются угрозе по всем направлениям <…>».
Он даже высказался о делах, которые предстоят будущему временному правительству: повторил предложения, озвученные дипломатами, вспомнил про «умных людей» с высшим образованием, которые должны войти в новую власть, о семейных и духовных ценностях, долго говорил о диаспоре, удерживаемых в Азербайджане пленных, арестованных в Армении «профессионалах», инфляции, академгородке, рождаемости, экономике, экологии, резервах Армении, образовании, венчании, церкви, политическом примирении и прочем.
С утра понедельника — парализация столицы: рабочие забастовки, бойкот занятий. В прошлые дни массовых забастовок не наблюдалось.