Главная / Аналитика / «Четыре села» как последнее напоминание о поражении 90-х

«Четыре села» как последнее напоминание о поражении 90-х

Если опубликованная офисом премьер-министра карта с планируемым промежуточным решением в районе т.н. четырех сел верна, то картина следующая (я об этом много раз писал).

За линией армянской стороны в этой зоне находятся четыре участка в границах бывшей Азербайджанской ССР:

438805418_7717913241593456_651996676810564609_n

1) Зона Баганис-Айрум — Ашагы Аскипара — прибл. 1,185 км² (118,5 га), здесь находились два села, из которых первое — полностью под армянским контролем, и второе — на 30 %.

2) Зона к югу от реки Воскепар, где проходит трасса Киранц-Воскепар — 4,2 км² (420 га). Здесь сел нет, по этой зоне, значительно ниже и удобнее нынешней трассы проходила старая короткая трасса, из-за которой армянские силы ее и заняли в марте-апреле 1992 года.

3) Зона у села Хейримли — 1,52 км² (152 га).

4) Зона к югу от села Кызылгаджылы — 1,735 км² (173 га).

a) Под контролем Азербайджана в этой же зоне находится один большой кусок территории Арм. ССР общей площадью около 7 км² (700 га, из них 650 га /6,5 км²/ — суша, остальное — водная поверхность Джогазского вдхр. / граница проходила по пойме реки, которая оказалась под водами вдхр., поэтому я ее тоже считаю и плюсую к площади)․ Через этот участок у Азербайджана трасса к селам Мазам и Кучшу-Айрум и к трем из т.н. «4-х сел».

Из этих участков, если следовать опубликованной карте, Армения выводит свои посты только оттуда, где расположены непосредственно села: из 1 и 3 участков полностью (1,185+1,52 = 2,705 км²), и еще на четвертом участке выводит пост на севере — это около 30 га. (0,3 км²). Т.е. уступает около 3 км² (300га).

В зоне 1 азербайджанская сторона продвигается на 300-800 м вперед.

Самый большой участок (4,2 км² (b) и участок южнее Кызылгаджылы — (c) 1,4 км², (итого — 5,62 км²) остаются пока у армянской стороны.

Т.е. по сути происходит пока замораживание по принципу неформального обмена участка к северу от Джогазского водохранилища (который остается пока у Азербайджана), на все участки без сел к югу (b+c), которые остаются (пока) у Армении. Думаю, Азербайджан не заинтересован возвращать армянской стороне участок к северу от Джгаза, а армянская сторона заинтересована оставить участок 2 себе больше, нежели получить свой участок к северу от Джогаза и вернуться к старой границе в строгости.

Т.е. интересы сторон в этом вопросе совпадают.

Есть популярный тезис, что азербайджанская сторона может использовать эти территории для атаки на Армению и разрыва ее коммуникаций. Но уже сейчас позиции азербайджанской армии на участке Баганис-Воскепар настолько близки к трассе, что даже из автоматов и пулеметов ее можно обстреливать и парализовать движение по ней

(что было сделано, например, в ноябре 2015 года, когда армянская сторона не могла вытащить подбитый грузовик с российскими номерами). При любом относительно серьезном конфликте приграничные области Тавуша будут сразу на нескольких участках ( и не только этом, а как к северу, так и к югу) отрезаны друг от друга и от остальной Армении.

Далее, в зоне Воскепар-Баганис армянская сторона во время войны 2020 года оборудовала вторую линию обороны и позиций, которые идут параллельно границе и возвышаются над ней (граница идет вдоль низинного русла реки Баганис, посты — на возвышающихся справа холмах. За этой линией у армянской стороны параллельная трасса. Т.е. при переходе участка 1 Азербайджану у армянской стороны будет страховка в виде этих позиций, а новые азербайджанские позиции (если они будут) будут неизбежно расположены ниже старых и армянских и уязвимы как с фронта, так и с флангов, где у армянской стороны также господствующие высоты.

Второй и самый крупный участок 2, который остается у армянской стороны с площадью 4,2 км² и через которую проходит трасса, доминирует с юга над долиной Воскепара с фланга. Если говорить о ее военной ценности, здесь также есть участок леса и это позволяет армянской стороне скрывать свои потенциальные передвижения, в то время как все переходящие азербайджанской стороне позиции лишены леса и расположены ниже.
Участок села Хейримли, который переходит Азербайджану, с трех сторон окружен территорией Армении и поскольку это не широкая полоса, то с двух сторон полностью простреливается из стрелкового оружия. Само село Хейримли располагалось за холмами, которые в том числе и визуально отделяют ее от всей остальной территорией Азербайджана. помимо этого, такую же разделительную роль играет пойма реки Воскепар /Джогаз/ Визуально село расположено в котловине, окруженной со всех сторон высотами, 3/4 его периметра — армянские высоты. Здесь также нет лесов, в то время как окружающие армянские области частично покрыты лесом.

Напротив имеются позиции армянской стороны, сохранившиеся с 90-х гг.

Участок села Кызылгаджылы (само село на 95% под контролем Азербайджана или в нейтральной зоне, его жители покинули из-за близости к постам) также весь лежит ниже армянских позиций.

Если думать о военных преимуществах, азербайджанская сторона растягивает свои позиции и не получает никакого стратегического преимущества. Вся эта зона с трех сторон окружена Арменией и здесь единственное стратегическое преимущество Азербайджана в горе Одундаг, которая и так у него.

Также, на других участках армяно-азербайджанской границы у армянской стороны до сих пор остаются гораздо более важные позиции, которые расположены на административной территории бывшей Азерб. ССР. Азербайджан пока и до сих пор ничего не говорил о них.

Азербайджанская сторона также перестала говорить о т.н. «Зангезурском коридоре». Помимо этого, если начать с того, что повестка территориальных претензий к Армении была начата для того, чтобы закрыть Арцахский вопрос и затем соглашение о границе воспринималось армянской стороной как достижение, и что все военно-политические шаги в зоне от Вардениса до Гориса предпринимались с 2021 г. азербайджанской стороной с целью отсечь Армению от НК и сделать невозможным ее вовлечение в войну в случае военной операции против НК, этой цели Азербайджан достиг. Дальше мотивация Азербайджана продолжать конфликт с Арменией значительно снизилась, а риски выше, чем цена приобретений через военную эскалацию (в том числе и угроза санкций).

Все это дает мне основание полагать, с некоторой осторожностью, что целью Азербайджана на данном участке действительно являются «четыре села» (сколько бы их ни было на самом деле) и это для него важный символический вопрос, последнее напоминание о поражении 90-х и пр.

Военно-стратегические раскладки в армянских соцсетях и прессе по этому вопросу и игры скорее вызывают горькое сожаление о том, на каком уровне находится армянская аналитика «спасения».

К этому можно добавить деэскалацию с конца сентября 2023 года, которая, даже с нарушением в Неркин Ханде и обострениями в начале апреля (перед саммитом в Брюсселе) беспрецедентна за весь период арм.-аз. отношений (аналогичная ситуацию была после 2018 года, когда активизировались дипломатические контакты после революции и до отставки Мамедьярова, когда азербайджанская сторона, очевидно, выбрала решение о войне).

Пусть, конечно, я буду редким политологом, который ошибается, а все остальные правы и размышляют стратегически, но еще раз, если выложенная офисом премьер-министра Армении карта и информация (о демаркации на этих участках, о пограничниках) верна, это небольшой, но символический шаг вперед, детали которого отражают также определенные шаги к деэскалации со стороны Азербайджана, которые с его точки зрения являются уступками.

Реальная и самая высокая цена за это была заплачена в сентябре 2023 года и это потеря Арцаха.

Самвел Меликсетян
оригинал — страница автора в Фейсбук