Устанавливая медицинский контроль, суд руководствуется интересами общества, в Армении редко применяется практика карательной медицины. Так местные правозащитники отреагировали на вердикт российской блогерше Юлии Максимовской.
В декабре 2023г. граждане России 22-летняя К.А. и 19-летняя Максимовская были задержаны по обвинению в беспорядках на улицах Еревана. Согласно следственному органу, они напали на пункт быстрого питания, забросали фруктами сотрудников, растоптали цветы цветочного магазина. По свидетельству очевидцев, при этом они кричали «могила для Рамзана Кадырова».
24 мая суд признал Максимовскую невменяемой, а позже удовлетворил ходатайство о принудительном лечении. Следствие по делу К.А. продолжается.
Обвиняемая в групповом хулиганстве Юлия Максимовская (Финесс) рассказала следователям, что после публикации видео беспорядков к ней домой прибыло несколько человек, требовали принести извинения, затем насильно обрили ей голову. 12 декабря блогершу госпитализировали из-за падения из окна туалета отдела Полиции при попытке побега. Тогда завели новое уголовное дело по соответствующей статье, сообщили следователи.
Трое из четырех человек, которые ворвались в дом девушки, были задержаны, четвертый объявлен в розыск. Об этом в декабре сообщил СледКом Армении, не назвав имен. Нападавшие тоже разместили в Интернете видео, на котором называют поведение блогерши неуважением к обществу, и так как Полиция не предпринимает мер для предотвращения подобных явлений, они решили разобраться самостоятельно.
По словам пресс-секретаря Следственного комитета, девушка находится под наблюдением врачей: «Она в специализированной клинике. Длительность лечения зависит от состояния здоровья».
Как говорится в сообщении СК, есть данные об употреблении наркотиков.
По словам руководителя Хельсинкской ассоциации Армении Нины Карапетянц, медицинский контроль в Армении устанавливается либо по добровольному согласию обвиняемого, либо решением суда. В этом случае решение о принудительном психиатрическом вмешательстве вынес суд.
«Проводятся экспертные исследования. Проходят по серьезным инстанциям. Эксперты выдают заключение, прокурор подает ходатайство, суд выносит решение. Вероятность ошибки сводится практически к нулю. В рамках международного опыта установление медицинского контроля нормально. В Армении такое происходит редко, в основном — в случае зависимости от наркотиков или алкоголя», — в свою очередь, пояснил адвокат Араик Папикян.
По его словам, установление медицинского контроля еще не значит, что лицо избежало наказания: «Она не в палате-люкс. Это закрытое учреждение со своим строгим режимом, она принимает лекарства по графику».