Химик Ишхан Агаджанян отчасти удовлетворен вердиктом Евросуда по правам человека. ЕСПЧ признал, что завод «Наирит» незаконно уволил специалиста в 2010 году. Ему должны компенсировать материальный ущерб.
Но до сих пор остаются нераскрытыми обстоятельства совершенных дирекцией злоупотреблений и преднамеренного банкротства.
Как Агаджанян рассказал Epress.am, увольнение аргументировали его интервью газете «168 жам» («168 часов»), в котором он назвал размер зарплат сотрудников и менеджеров. На деле же его уволили за высказывание о том, пожар, который произошел на предприятии в 2008 году, можно было предотвратить, однако менеджмент проявил преступную халатность. В докладной, которую он представил дирекции, также отмечалось, что в 1994-2010гг. завод понес убытки на 20 млрд. драмов.
Дирекция «Наирит»-а без предупреждения уволила старшего научного сотрудника за интервью и критику в свой адрес.
В интервью Агаджанян заявил, что представил руководству два изобретения, которые могли спасти увязший в долгах каучуковый завод, но руководство не стало вкладываться в научные опыты:
«Я не получил никакой материальной помощи. Своими силами создал лабораторию, хотя у завода были миллионы. Они [директора] ничего не делают и лишают специалистов элементарной возможности работать».
По утверждению Агаджаняна, он предложил технологию по переработке накопившихся на заводе нескольких тонн лака и получению краски. Объемы скопившегося лака уже могли привести к взрыву, так как больше не экспортировались в Россию. Руководство разрешило производство краски, однако, как обнаружил Агаджанян, была сделана попытка обойти этап научных экспериментов по получению краски из лака.
Химик поделился также новаторством получения синтетического каучука, но и эти эксперименты лишили финансирования.
В своем интервью Агаджанян раскрыл размер зарплаты кандидата наук на заводе «Наирит» — 85 000 драмов, при том, что каждый из 12-ти замдиректоров получает по 3-4 млн.
Дирекция не стала отрицать этого, расценив высказывание как разглашение коммерческой тайны и уволив сотрудника.
Начиная с 2007г., на предприятии менялись трудовые соглашения, принимались новые внутренние регламенты, обязывающие к конфиденциальности в вопросе зарплат, а всякая информация о мощности завода квалифицировалась как «коммерческая тайна».
Евросуд счел, что Армения обязана была обеспечить право на свободу выражения мнения, при необходимости — путем вмешательства в частные правоотношения. Ответ Армении о том, что Агаджаняна уволило не государство, а частная компания, — не аргумент, вывел ЕСПЧ.
Стоит отметить, что государство является акционером «Наирит»-а.
В поданных в Евросуд документах Агаджанян, помимо прочего, представил факты о том, что взрыв 2017 года произошел в цехе, где хранился лак. Такой же взрыв случился и в 2006г.
Этого можно было избежать, если бы научным экспериментам Агаджаняна не чинили препятствий.
Завод много лет назад признали банкротом, небольшое число оставшихся сотрудников, в основном обеспечивающих безопасность различных веществ, месяцами не получают зарплат.