Главная / Армения / «Света, беги! У тебя обыск!»

«Света, беги! У тебя обыск!»

Epress.am поговорил со Светланой, бежавшей в Армению из Воронежа, о преследованиях в России и о трудностях на новом месте. 

Я приехала в Армению в марте 2024 года. Уезжала экстренно, потому что в Воронеже меня начали искать. На съемную квартиру пришли с обыском, поэтому я уезжала без ничего. Меня в это время не было дома, но хозяин квартиры оказался нормальным человеком и написал мне в телеграме: «Света, беги! У тебя обыск!». 

И все. Я снимаю с карты все деньги, вызываю такси сначала к одному ТЦ, выключаю телефон. На месте покупаю новый телефон и подключаюсь к Wi-Fi там в кафе. Смотрю, что есть на Ереван. Покупаю билет на следующий день и вызываю такси уже в Москву, потому что меня искали пока только в Воронеже.

Я хотела помочь одному человеку — ему пришла повестка. Я ему дала контакты помогающих организаций, рассказала, что можно сдаться в плен или перейти воевать на сторону Украины. А он написал заявление, я его якобы вербовала — это уже госизмена, до 15-и лет. 

У меня был просрочен загранпаспорт, поэтому у меня был выбор поехать либо в Казахстан либо в Армению. На паспортном контроле мой паспорт сканировали несколько раз. Девушка-пограничница сказала, что паспорт не читается. И на меня смотрит. Меня всю трясет. Я пытаюсь этого не показывать. Я думаю, ну все. Я так уже боковым зрением смотрю, думаю, с какой стороны сейчас пара мужчин выйдет. 

Я говорю, почему так? Пытаюсь из себя дурочку изображать. Она попробовала ввести вручную, проходит пара минут, опять смотрит на меня, ставит штамп, желает счастливого пути. Я выдыхаю. Она не спрашивала у меня цель поездки, может быть все же поняла по моему виду, что я очень взволнована. Прошла в зал вылета — сразу же пошла в курительную комнату. 

Очень проголодалась. Решила покушать. Покушала на 4 тысячи рублей! Это же аэропорт. А заказала всего лишь салат цезарь, картошку, кофе и бутылку минералки.

Svetlana

Прилетела в Ереван, вызвала такси. Едем, ночь, впереди патрульная машина — водитель ее обгоняет по встречке, где обгон запрещен. Я думаю, ну все, сейчас остановят, опять полиция, придется в другую машину пересаживаться. Я у водителя спрашиваю: «А они что за нами не поедут?» А он отвечает: «А зачем им это надо?» 

*** 

Меня в 2020 году судили по 207-ой статье. Это заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Хотя по факту этого не было. Я имела неосторожность обратиться за психологической помощью и позвонить по телефону доверия. Можно позвонить по номеру 112 и попросить соединить с психологической службой [Речь идет о государственной услуге — прим. ред.]. Психолог мне стала говорить, что я не имею права совершить суицид, потому что скоро будет война с западом, со всем миром, все будут воевать, поэтому если вы умрете, то предадите свою страну. На что я ответила, что воевать то я пойду, но не на стороне России, а на стороне мира. Ну и добавила, что каково это, мол, если будут бомбить ваши мирные города, ваши торговые центры. И тут она стала задавать уточняющие вопросы: А когда это будет? А вы знаете точное время? А какой торговый центр? В итоге я отвечала, что, ну да, предположим, вот этот торговый центр, в любой день, в любой час. Я говорю, вы же хотите нападать на весь мир, ну а почему же вас никто не будет трогать? 

Вот, ну и все, на следующий день ко мне приехали. Как всегда у них по классике в шесть утра: «Открывайте, или сейчас дверь выпилим». Меня везут в отдел, возбуждают дело. Следователь мне говорит, ты просто попала немного не в то время, конец года, нам, говорит, нужно дело на конец года по этой статье раскрыть. Говорит, давайте чистосердечное и получите либо «условно», либо, ну, может быть, пару лет придется посидеть. 

Я соглашаюсь, потому что смысла идти в отказ нет — я звонила со своего телефона, все записано. Меня отпустили под подписку. Я тогда не стала уезжать, потому что была рядом со своей близкой подругой, она осталась одна с ребенком. Суд был, как и ожидалось, мне дали условно. 

В следующий раз меня задержали в марте 2023-го года. Я поменяла квартиру, жила с соседкой, мы не общались близко. А тут она говорит, у меня день рождения, никого и ничего не хочется, хочется с кем-то поговорить, желательно не с близким — ну вот я и подвернулась. Решили посидеть, выпить пива, в итоге разговаривали за политику, естественно. Я все сказала как есть: что Россия фашистское государство, что Путин фашист как Гитлер, что бомбят мирных людей. Тем же утром ко мне приезжают, и я провожу трое суток в отделе.

Опер мне сразу сказал, уезжать не пытайся. Они меня просили рассказывать с кем сотрудничаешь, кого знаешь, с кем общаешься, что успела сделать и все прочее. Я говорю, ничего, ни с кем, я одна, я сама по себе. Они говорили, да ладно тебе, сама по себе, так не бывает: ты либо в партизанском движении, либо работаешь на запад. 

Вечером вызвали второй раз. Ко мне ни единого вопроса, общаются между собой, причем как блатные. Опер оперу говорит: «Слышь, братка». Я сразу подумала, что может это им надо в камере сидеть, а не мне. Они продолжают: «Давай может ее наркотой забросим, да и все. Что мы с ней тут валандаемся?» Потом обращаются ко мне: «Наркотиками балуешься?» Я и не пробовала, и желания нет. Да ладно, говорит, мы все сделаем, сейчас, говорит, пакетик принесем, а ты его в руках помацаешь. Я сказала, что я прекрасно понимаю, что если вы захотите, вы это сделаете, но упрощать я вам этого не буду. Я буду усложнять. Я буду сопротивляться. Надевайте наручники — я буду кусаться, я буду царапаться, чтобы на моих руках остались не только наркотическое вещество, но и ваши частицы кожи.

Спросили меня: «Курить хочешь?» Я говорю, не откажусь. Ведет в туалет, дает мне сигарету. Ой, говорит, а я зажигалку то забыл. Почему-то все так театрально, демонстративно. И тут второй заходит с электрошокером. О, говорит, зажигалка — смотри, какая хорошая! Света, ни разу не прикуривала от такого? И вот так подносит. Ну, давай сигарету, говорит, бери, прикуривать будем. И в бок мне его. Терпеть можно, но больно, я на четвереньки упала. 

Потом снова ведут в кабинет расспрашивать кого я знаю, с кем сотрудничаю, а я не знаю никого. Говорят, у тебя большой соблазн будет уехать, но выехать ты не выедешь, а в СИЗО поедешь сразу. И вот в этот раз я у следователя. Я говорю, мне вещи с собой брать? Мне бежать некуда. Он говорит, нет. Так уголовное дело в 2023 году снова не возбудили.  

***

Когда я приехала в Армению, я решила пожить в Севане, потому что там дешевле жилье. Прожила там до мая. Моя соседка, скажем так, кинула меня на деньги и я переехала в Ереван. Мне помог фонд ЭТОС с жильем. Денег тогда уже практически не оставалось. 

Потом я случайно увидела объявление, и устроилась на работу в Урарту, там что-то вроде дома быта. Там все: и ключи, и ксерокс, и фото. В середине сентября меня сократили, потому что мне не хватает швейных навыков. 

Сейчас я хочу устроиться на работу в такси, в России был стаж 14 лет. У меня уже даже есть договоренности об аренде машины в таксопарке, но бюрократические процедуры растянулись надолго, я еще не получила права. Чтобы получить права нужна регистрация, чтобы получить регистрацию нужен загранпаспорт. 

В шелтере я познакомилась с Аней и ее дочкой, у нее погиб муж, родственники не помогают. Мы подружились и сняли жилье вместе. 

Скажу честно. Не надо спрашивать, не боюсь ли я этого говорить. Нет. Я уже ничего не боюсь. Просто устала бояться. У меня было желание поехать воевать в Украину. Я много чего для этого делала, хотела попасть в «Сибирский батальон». Прошла проверки, которые можно сделать онлайн до приезда, проблема была только в том, что у меня не было загранпаспорта. Пока я его ждала, набор прекратили, причину никто не знает. Моя знакомая сказала, что оружия и техники много, а людей нет, воевать некому, а точнее некем. Есть разговоры, что в начале весны набор возобновится, я бы поехала в первую очередь. Наверное, в первую очередь, мной движет желание отомстить. 

Украина победит в любом случае. А для России варианта будет два: либо она распадется как совок на несколько государств, либо закроется до конца.

 

 

Сегодня у Светланы день рождения, поддержать ее в процессе получения необходимых документов для возможности работать водительницей такси в Ереване можно переводом на карту: 

4454 3000 0484 6769      Svetlana Chevychalova