Системы пенсионного обеспечения стран с формирующимися рынками региона Европы и Центральной Азии, работающие на пределе своих возможностей, испытывают серьёзное давление вследствие старения населения и сокращения численности рабочей силы, а также нуждаются в масштабных реформах, отмечается в новом докладе Всемирного банка «Перевёрнутая пирамида: системы пенсионного обеспечения перед лицом демографических проблем в странах региона Европы и Центральной Азии». В отсутствие решительных действий в наихудшем положении — из-за неспособности государственных пенсионных систем обеспечить базовый доход в старости — окажутся современная молодёжь и пожилое малоимущее население.
Как сообщает ереванский офис ВБ, в докладе, опубликованном 21 февраля в Брюсселе на конференции, организованной Европейской комиссией и Всемирным банком, указывается, что большинство систем пенсионного обеспечения уже исчерпали себя, и увеличивать количество плательщиков пенсионных взносов практически невозможно, поскольку численность населения трудоспособного возраста остаётся стабильной или сокращается. Из-за такого сокращения традиционная «демографическая пирамида» (небольшое число пожилых у верхушки и более многочисленное население трудоспособного возраста у основания) приобретает перевёрнутый вид: сегодня мы видим меньше работников у основания и больше пенсионеров у верхушки.
«Системы пенсионного обеспечения больше не могут обещать всё более щедрые выплаты постоянно растущему числу пенсионеров. Из-за роста продолжительности жизни, резкого снижения рождаемости и расширения масштабов эмиграции с финансовой точки зрения жизнеспособность многих таких систем оказалась под угрозой», — отметила во вступительном слове при открытии конференции Ана Ревенга, Вице-президент Всемирного банка по вопросам сокращения бедности и управления экономикой. «В докладе рассматривается ряд возможных решений, а также приводятся доводы, согласно которым для государственной системы пенсионного обеспечения приоритетной задачей должно стать предоставление базовой пенсии наряду с осуществлением мер, которые стимулировали бы продолжительность трудовой деятельности и формирование собственных сбережений».
В докладе представлены два варианта ответа на демографические проблемы, стоящие перед системами пенсионного обеспечения — это привлечение дополнительных бюджетных доходов для покрытия дефицита пенсионной системы и увеличение численности плательщиков в эту систему. Однако налоговое бремя в странах региона уже высоко (особенно в части налогов, взимаемых с работников), и потому возможностей увеличить бюджетные доходы у них немного. Можно получить некоторые дополнительные доходы, если в качестве источника финансирования пенсий по старости использовать не налоги на фонд оплаты труда, а налоги на потребление и имущество, однако, даже в этом случае у большинства стран возможности ограничены.
«Один из наиболее ярких выводов, который содержится в докладе, таков: увеличение численности плательщиков в систему за счёт привлечения занятых в неформальном секторе или растущего числа иммигрантов в краткосрочной перспективе улучшает положение пенсионной системы, так как она получат дополнительные доходы. Однако в долгосрочной перспективе, когда пенсию приходится платить ещё большему числу пенсионеров, ситуация ухудшается», — отметил Oмар Ариас, ведущий экономист по региону Европы и Центральной Азии и член авторского коллектива доклада. «Перевод работников в формальный сектор и охват иммигрантов позволяют правительствам выиграть время, чтобы осуществить необходимую корректировку пенсионных систем, но ни тот, ни другой способ не позволяет достичь двойной цели — обеспечить достаточность и финансовую устойчивость пенсионных выплат в долгосрочной перспективе».
В то время, как и дополнительные доходы, и увеличение численности работников могут смягчить негативные последствия неизбежных пенсионных реформ, в краткосрочной перспективе, решение, рассчитанное на более отдалённую перспективу, может быть связано с пересмотром «щедрости» пенсий, так чтобы они охватывали только тот период, когда человек уже не способен трудиться: как правило, это – последние 15 лет жизни. Именно такой была продолжительность выплаты пенсий в 1970-е годы по сравнению со средней продолжительностью пребывания на пенсии сегодня, которая во многих странах составляет 18 лет для мужчин и 23,5 года для женщин.
Повышение пенсионного возраста и поощрение более продолжительной трудовой деятельности способны стать весьма действенными способами, благодаря которым пенсионные системы смогут выплачивать базовую пенсию по старости и повысить свою финансовую устойчивость. Меры, посредством которых пожилых работников можно побудить к продолжению трудовой деятельности, включают в себя:
— предоставление вариантов постепенного выхода на пенсию, например, разрешая пожилым работать неполный рабочий день и получать при этом часть пенсии;
— внесение незначительных изменений в организацию рабочих мест, таких как монтаж устройств для увеличения изображения на экранах компьютеров и предоставление эргономических стульев, для повышения общей производительности и комфортности труда пожилых работников; а также
— более эффективная подготовка и обучение пожилого контингента с пересмотром систем обучения и образования взрослых и систем непрерывного образования с тем, чтобы их содержание лучше соответствовало возможностям пожилых людей.
Единых рецептов, которые подходили бы всем, не существует. Независимо от того, какой вариант действий будет выбран, странам необходимо начинать диалог с обществом. В ходе его проведения требуется понять, какой подход стал бы оптимальным с учётом специфики каждой из стран, и позволил бы сохранить способность систем пенсионного обеспечения, действующих в условиях сложной демографической ситуации, обеспечивать базовую пенсию по старости для сегодняшних молодых людей и социально незащищённого пожилого населения.