В Тбилиси обсуждают последний инцидент – уничтожение азербайджанскими военными вертолета самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики. Армянская сторона уже заявила, что «последствия для Баку будут очень болезненными», а в Тбилиси заговорили о том, что соседние страны довольно близки к началу полномасштабного конфликта. «Эхо Кавказа» побеседовало на эту тему с местными экспертами.
Обозреватель грузинского военно-аналитического журнала «Арсенали» Темур Чачанидзе, правда, сомневается, что Баку и Ереван все же переступят так называемую красную линию. Но в том, что риск существенно возрос, эксперт уверен. Любая стадия конфликта, по мнению Чачанидзе, отрицательно сказывается на Грузии, так как это в первую очередь нестабильность у границ. Также в стране компактно проживают этнические армяне и азербайджанцы, которые, будучи гражданами Грузии, так или иначе оказываются втянутыми в конфликт, что вызывает недовольство как в Баку, так и в Ереване, говорит эксперт.
«У них [у грузинских армян и азербайджанцев] есть родственники там [в Армении и Азербайджане], контакты. Соответственно, это сказывается на их позициях и отношениях к проблеме. Рано или поздно это может обернуться проблемой для всех сторон. Если помните, во время войны [азербайджано-армянской] в Тбилиси были попытки со стороны армян и азербайджанцев минировать автобусы, отправлявшиеся в Баку и Ереван. Взрывали газопроводы, устраивали диверсии на железной дороге, а претензии были в адрес официального Тбилиси. Разумеется, сейчас, когда нет полномасштабных военных действий, это все маловероятно, но опасность существует», – рассуждает Чачанидзе об угрозах. Кроме того, в зоне риска остается энергетическая инфраструктура, которая связывает все три страны Южного Кавказа.
А потому при таком тлеющем конфликте официальному Тбилиси больше всего стоит опасаться экономических угроз, считает директор Кавказского института региональной безопасности Александр Русецкий: «По территории Грузии проходят такие важные коммуникации, как нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан и железная дорога Баку — Тбилиси — Ахалкалаки — Карс, которая почти готова и скоро будет пущена в строй. И я бы не стал исключать того, что провоцирование конфликта между Арменией и Азербайджаном как раз преследует цель блокировки этих проектов. Потому вероятность того, что этот конфликт отразится на экономической ситуации, очень большая».
Не отказывается Русецкий и от фактора России. Если конфликт между Баку и Ереваном будет стремительно эволюционировать, то пропорционально будет увеличиваться и вероятность прямого включения Москвы, считает эксперт. И в этом случае Грузия точно не останется в стороне.
«Соответственно, в повестке дня в Российской Федерации стоит вопрос прямого выхода к базе в армянском Гюмри, которая расположена непосредственно у границ со страной НАТО [Турция]. Один из вариантов, от которого Россия, между прочим, не отказывается, это ахалкалакское направление, то есть через Грузию. События в Украине подтверждение тому, что это вероятно. Россия не ограничивается одним Донецком и Луганском и отрабатывает направление на Мариуполь, разумеется, силами ополченцев. Потому существует риск, что Москва задействует свои силы для военных действий и на юго-восточном направлении [в Грузии]», – не исключает Русецкий.
Официальный Тбилиси пока дистанцируется от обсуждения темы обострения конфликта между Баку и Ереваном. Программа «Эхо Кавказа» связывалась и с администрацией президента, и с представителями парламентского большинства, но от комментариев всюду отказываются.