В пятницу, 21 сентября, Армения отметила свой двадцать седьмой День независимости, первый после бархатной революции. Как этот день в Ереване отметили горожане и новые чиновники. Об этом в репортаже на сайте Gala TV пишет Екатерина Фомина, корреспондент московской «Новой газеты», приехавшей в Ереван на учебу.
21 сентября 1991 года состоялся референдум о выходе Армении из состава СССР и создании независимого государства. Почти 95% граждан тогда проголосовали положительно. Через два дня Верховный Совет республики провозгласил Армению независимым государством.
Первым президентом новой страны стал Левон Тер-Петросян. И вот, через 27 лет его и двух других бывших президентов новое правительство официально приглашает на празднование Дня независимости. Все трое отказались от участия в торжестве.
В пятницу на Площади Республики, где все прошлые годы в День независимости проходил парад, не было и напоминания о военных. Здесь расставлены деревянные столы, на каждом живые цветы в пустых бутылках из-под вина. Впервые площадь свободна для движения и творчества. Не маршируют солдаты, на асфальте сидят малыши и рисуют разноцветными мелками флаги Армении. Нет оцепления, люди не толпятся, чтобы посмотреть на военную технику. Больше никаких «Искандеров» и «Смерчей». Зато можно съесть джингялов хац и даже выпить пиво. В стогах сена барахтаются дети. На 25 годовщину празднования независимости, например, правительство выделило 2 миллиарда драмов (около 4 миллионов долларов), в этом году потратили значительно меньше.
На ступенях здания правительства сидят девушки в национальных армянских костюмах из коллектива «Змрухт» («Изумруд»), босые, сняли обувь, они ждут своего выступления. Над площадью летают плюшевые кубы — играют дети.
Триколор везде, красно-сине-оранжевые ленты вплетены в косы двух сестер, которые пришли на праздник с отцом.
На Площади Республики дежурят добровольцы армянского Красного креста. Неподалеку стоит пожарная машина: она не востребована по прямому назначению, пожарный вылезает из кабины и сажает туда по очереди детей — ради фотографии.
С полицейскими, которые тоже пока скучают без работы, делают селфи.
В центре города в честь праздника поставили восемь сцен с разной музыкой: поп, барды, классика, народная музыка, рок, джаз, две техно-сцены. Идея превратить традиционное празднование Дня независимости в музыкальный фестиваль принадлежит новому главе аппарата премьер-министра Армении Эдуарду Агаджаняну, в прошлом диджею (DJ Ed Ward) и основателю одного из техно-клубов в Ереване.
«У людей есть выбор, никто им не навязывает, какую музыку слушать — мы предусмотрели все жанры для разных людей, — говорит Агаджанян. — Молодые люди, которые сегодня вышли праздновать, долгие годы были исключены из повестки, мы возвращаем их и даем им новые возможности».
На площади Шаумяна — сцена с классической музыкой. На жестовом языке ученики единственной в Армении школы для детей с нарушениями слуха исполняют песню «Жить в мире». Выступать на Дне независимости их позвали впервые. После них — молодые музыканты, отобранные в рамках Целевой программы развития музыкальных талантов в Армении при поддержке Министерства культуры. Она действует уже два года, в ней участвуют пятнадцать талантливых музыкантов из разных регионов Армении.
Известный армянский пианист Армен Бабаханян, руководитель программы ведет концерт и объявляет выступающих.
«Мы отобрали способных ребят, их обучают лучшие специалисты республики, — рассказывает Бабаханян. — Мы ищем возможности приглашать к ним зарубежных преподавателей. Это не программа-однодневка, она на вырост: мы хотим, чтобы к 18 годам эти ребята были конкурентоспособными и готовыми к международной серьезной сцене, готовим их на международные конкурсы».
На виолончели играет Микаэл Караханян, он учится в специальной музыкальной школе имени Чайковского. «Сначала я волновался, думал, что сцена будет больше, — рассказывает Микаэль, — Но когда я увидел, что сцена небольшая, перестал. Для меня важны такие выступления — это тренировка, чтобы не нервничать».
На этой сцене в течение дня выступили два хора, оркестр, а под вечер — солисты Оперного театра.
Рок-сцена расположилась на улице Амиряна. Начинает играть гимн бархатной революции. «Я не один, я иду, в наших глазах встает солнце надежды», слова которого написал нынешний премьер-министр Армении Никол Пашинян. Песня стала популярной в начале апреля, ее записал Айк Айрапетян.
Последние шести лет Айк жил в Киеве. Ему пришлось уехать из Армении, потому что здесь не было возможности для творчества. Но 24 апреля он прилетел в Ереван и больше не уезжал.
«Тогда шоу-бизнес тут был плохо развит, пара шагов — и ты упираешься в потолок, а потолок — это когда тебя начинают звать выступать на свадьбах, — объясняет Айк. — Стиль, который востребован, называется «рабиз». Люди, которые долго учились в консерватории, его не принимают. Я тоже это не очень люблю, не мое. Но сейчас, я надеюсь, что-то будет меняться».
Брат Айка Мхитар давно поддерживает Никола Пашиняна, именно ему принадлежит идея пройти Армению насквозь — от Гюмри до Еревана. Этот путь проделал Пашинян с 31 марта, когда объявил, что «делает свой шаг» против системы и против очередного правления Сержа Саргсяна.
Мхитар позвонил брату в Киев и сказал: «Нам нужен гимн. В роковом стиле, чтобы гитары гремели».
«У меня был опыт только с рэпом и электронной музыкой, я предложил брату найти кого-то еще, — вспоминает Айк. — Но через неделю Мхитар перезвонил и сказал: «Послушай, все отказывают — кто-то боится лезть в политику, кто-то просит большие деньги». У меня не оставалось выбора. Я рад, что все так сложилось и что остальные тогда побоялись. Хотя через несколько недель, когда Пашиняна уже поддержали граждане, эти же музыканты выступали на сцене в его поддержку».
После революции Пашинян назначил Мхитара министром диаспоры — он самый младший министр в армянском правительстве, ему 28 лет. Айк планирует остаться в Армении.
«Такой успех обязывает меня исполнять свои песни в Армении, уже не отделаешься каверами — не солидно. Своих у меня пока немного, я работаю над ними сейчас».
Вечером на рок-сцену вышла группа Bambir, известная своей многолетней историей. Она была создана еще в 80-ые, теперь в ней играют дети прошлого состава.
«Сегодня День независимости лучше, чем в прошлом году, когда была только одноклеточная музыка», — сказал со сцены Нарек Барсегян, солист группы.
Неподалеку от премьера Bambir слушает Айк Оганян со своей спутницей, я спрашиваю Айка, что нового в сегодняшнем празднике по сравнению с прошлыми. Лучшие зрительские места были у жителей соседних домов, многие вывесили национальные флаги и слушали группу с балконов. К сцене в середине одной из песен подошел Никол Пашинян в окружении охранников — уже в костюме и рубашке, утром он гулял с семьей по главной площади в более неформальном виде.
«Честно говоря, в прошлом году я даже не выходил в город. Ходил в позапрошлом, могу сравнить. Народу сейчас значительно больше. Все мероприятия централизованы, не надо ходить искать, все доступно. Рок-сцену наконец поставили в центре — тут можно больше народу собрать. Это очень похоже на ощущение революции — такой ее «пробник». Все хотят снова почувствовать то счастье, когда все заодно и у всех одна цель».
После выступления солист группы Bambir Нарек объяснил, что он имел в виду под «одноклеточной музыкой». «В другие времена со сцены играла однотонная попсовая музыка — эмблема монополии в стране. То, что сегодня происходит, это доказывает, как демократия развивается».
Открытие и эксперимент праздника — две техно-сцены, которые поставили на Северном проспекте, главной прогулочной улице Еревана.
Музыкантов для этих сцен выбирала Сирануш Костанян, помощник министра культура.
— Я два года работала в клубе электронной музыки, знаю наших диджеев. Я предложила многим — большинство согласилось. Их оказалось так много, что пришлось разделить на две сцены.
«Надеюсь, со временем люди будут приучаться к такой музыке, — говорит Сирануш. — В Армении к техно еще не привыкли, поэтому наши сцены — это месседж. Я рада, что наше правительство решило предложить это населению, не боясь непонимания. То, что здесь сейчас столько людей, — доказательство того, что народ любит хорошую музыку».
В одном конце Северного проспекта диджеи ставили легкое техно, на пересечении с улицей Пушкина играла более экспериментальная музыка. Северный проспект вечером стал похож на андеграундный техноклуб, который вырвался из подполья в центр города и при этом не выглядел чужеродным элементом.
Аудитория, нетипичная для такой музыки, приняла эту музыку: на сцену залезли верещащие дети, в толпе танцевали иностранные студенты, туристы.
«Мы путешествуем через Грузию, Азербайджан и Армению, узнали, что сегодня День независимости и решили задержаться, — перекрикивая музыку, говорит Алекс из Голландии. — То, что я вижу, немного странно: музыка европейского уровня, реально крутая, на сцене скачут дети — и все это в центре столицы».
Здесь же, рядом с танцующими людьми, стоит Арарат Мирзоян, первый вице-премьер Армении, без охраны.«Ты прикинь, это самая андерграудная музыка в Армении — и смотри, что происходит, — говорит мне ереванец Ашот Хачатрян, отвлекаясь от танцев. — Люди из села, депутаты, высокопоставленные чиновники, неформалы, анархисты — все перемешалось. Может, кто-то не понимает, какая это музыка, но все танцуют и им это нравится. Я раньше не ходил на такие праздники — знал, что там творится. Такого, как сегодня, в Ереване я никогда не видел.
«Люди сегодня искренне празднуют, — сказал мне Арарат. — Этого нам очень не хватало».
К десяти вечера на Северный проспект пришел сам Эдуард Агаджанян. Он снял пиджак, развязал галстук и поднялся на сцену за диджейский пульт.
P.S. В День независимости Армении Никол Пашинян объявил, что ворота на территорию резиденции премьер-министра на улице Баграмяна (куда раньше не пускали обычных людей) открылись для всех граждан — «в знак того, что власть в Армении больше не будет изолирована и оторвана от народа».