21 февраля в Ереване прошла пресс-конференция на тему «Как в Армении обманули сирийского бизнесмена и езидов-скотоводов и какое отношение к этой истории имеет посол Кувейта?». Пострадавшая сторона представила факты из дела и историю целиком.
Предприниматель из Сирии Шагэ Пахареан живет в Ереване 8 лет, занимается организацией питания. В 2018 году он познакомился с Тиграном, пожелавшим приобрести скотобойню. Шагэ предложил ему территорию, так они стали работать вместе: Шагэ обеспечивал скотобойню баранами.
В результате проверок на скотобойне налоговые органы выписали штрафы на несколько миллионов драмов. Тигран попросил Шагэ заплатить при условии, что вернет деньги. Этот случай Шагэ называет первой каверзой.
Тигран познакомил Шагэ с послом Кувейта Навафом Аль-Энези.
«В марте 2019-го мне позвонил посол, сказал «мы вместе с тобой должны купить скот». Он дал денег, на которые я купил 500 голов, и 250 — на свои средства. Все это есть на бумаге, я водил его, показывал скотину», — говорит предприниматель.
На банкете в своем доме посол, в свою очередь, познакомил Шагэ с Ибаидой, которого представил в качестве человека, занимающегося бизнесом в разных странах, имеющего серьезные связи в Армении, и предложил развернуть совместную деятельность — на арендованных самолетах экспортировать в Иран ягнят.
Ибаида и водитель посла Виген предложили Шагэ в преддверии Байрама отправить в Кувейт 600-700 голов скота. Пахареан посоветовался с товарищем из Армавирской области и согласился. Ибаида вместе с Вигеном дали предоплату, затем часть ее забрали обратно: средства на купленных животных Шагэ дал из своего кармана.
Впоследствии Ибаида предложил, — чтобы самолет не летел пустым, — купить 1500 голов, но, по словам бизнесмена, денег ему за это не дали, поэтому найти скот он не смог. Его стали обвинять в том, что из-за него «пострадал самолет».
Сирийского армянина пригласили в парк перед прокуратурой, куда прибыло два джипа с дипломатическими номерами. В одном из них вместе с телохранителями сидел сын посла Фехед.
«В тот день мы собрались перед парком у прокуратуры… Сын посла, господин Фехед был с телохранителями, за спиной — пистолет. Меня отвели к пункту мытья машин рядом с газозаправкой 555».
Они стали угрожать и говорить, что Шагэ должен компенсировать нанесенный ущерб — 162 000 долларов.
Адвокат Пахареана Меланья Самсонян говорит, что у них на руках договор об аренде самолета, в котором отмечены стороны — международное ООО «Путешествие Аль-Рашид» и совместное торговое ООО. Договор переведен на армянский язык, имеется штамп переводчика, вариантов на английском и арабском у обвинителя нет.
В качестве предмета договора отмечается, что одна из сторон должна обеспечить самолетом для перевозки скота. О том, что должна делать вторая сторона, не говорится.
«Отмечено количество скота, отмечено, сколько тонн должно быть. Скажу также, когда этот договор показывали (Шагэ его показали в последний день), по предварительной договоренности, речь шла о 800.
Цена самолета — 162 000 долларов, также есть условия отмены: в случае отказа за 7 дней выплачиваются 50%, за 96 часов — 100%», — рассказала адвокат.
Шагэ, по ее словам, в присутствии свидетелей передал Ибаиде значительную часть личных средств и тех, что образовались в результате организации забоя и экспорта.
«Оставшуюся часть он перевел через банк — у нас есть эти переводы — на названные им банковские счета, которые включают в себя названия каких-то неизвестных компаний, действующих в каких-то странах физических и юридических лиц. Мы понимаем, что большая их часть — личные счета Ибаиды или его знакомых, которые затем передали средства ему».
Адвокат утверждает, что Пахареану причинен вред на сумму почти 550 000 долларов.
По словам Шагэ, он годами сотрудничал с езидскими скотоводами из Армавирской области, проблем никогда не возникало, и теперь из-за случившегося он не может заплатить своим товарищам: «Я разрушил 40 семей».
Кярам Галоян и Шалико Шавершян сообщили на пресс-конференции, что, подобно другим скотоводам, оказались в очень тяжелой ситуации: денег нет, на них кредиты, закупить корм для скотины не в состоянии.
Последний раз Шагэ говорил с послом по телефону дней 15 назад. Тот обругал Шагэ, который называет этот ряд случаев организованным против него преступлением.
Следствие по делу еще продолжается: по признакам статей 178 (Мошенничество) и 131 (Похищение человека) УК. Следствие протекает крайне медленно, считает адвокат, а это работает против пострадавшего и скотоводов, у которых был взят товар.