С утра вторника водители 39 маршрутов компании «Ереванский автобус» объявили забастовку, требуя улучшения условий труда. Пресс-секретарь столичной Мэрии Айк Костанян объявил акцию беззаконием, шантажом, которому будет дана уголовно-правовая оценка. По закону, забастовка общественного транспорта должна объявляться за 14 дней, говорится в его посте.
Основное требование водителей автобусов, как было в прошлый раз, касается повышения зарплат. До 1 ноября, когда пассажиры все еще могли оплатить проезд наличными, водители зарабатывали больше. С целью устранения тени компания «Ереванский автобус» принимает оплату только через аппараты для 100-драмовых монет или через приложение TellCell. Так за день удалось выручить на 1 млн. драмов больше. Взамен теневого приработка Мэрия обещала водителям повышение зарплат. Этого, по словам бастующих, не произошло.
Пресс-секретарь Мэрии говорит, что водители получают высокую зарплату — от 219 до 401 тыс. за 15 дней работы в месяц. Водители общественного транспорта же утверждают, что это — грязная зарплата, и это — не больше, учитывая, что работают они по 17 часов в сутки, жизнь в столице дорожает с каждым днем, расходы на содержание авто тоже на них.
Бастующие собрались на территории компании «Ереванский автобус», где рассказали журналистам следующее:
— Нам обещали повышение зарплаты, назвали сумму в 100-150 тысяч, сегодня, по их словам, выясняется, что они этой суммы не называли. Каждый из них теперь говорит «лично я ее называл?». Но все — руководители. Если один сказал, значит, вопрос обсуждался, я так это понимаю. По нашему трудовому договору, мы можем работать 12 часов и отдыхать 2 часа, то есть в общей сложности работать мы должны 14 часов. Вчера нам предложили 700 драмов в час за дополнительные часы — смешная сумма, да еще после 10-ти вечера.
— На сегодняшний день мы отрабатываем до 18-ти часов. У нас множество проблем, связанных с работой. Мы нормально обслуживали маршруты, как делали это 1-2 месяца назад как с точки зрения графика, так и всего остального. Все обещания остались висеть в воздухе. Есть тысячи элементарных вещей… человеку может пригодиться уборная. Туалета нет ни в одном конце маршрута, а если и будет, то платный. Раньше, до устранения наличного расчета, мы могли платить, сегодня не можем.
— Мы и прежде так работали, но были также наличные деньги, мы не поднимали этот вопрос, а остальные вопросы решали сами — чистота авто, туалет и прочее. В те времена у нас на руках оставалось 4-5 тысяч в день.
— Нам не нужна почасовая оплата, мы отказываемся так работать, будем работать так, как предусмотрено договором. Об остальных вопросах пусть думают вышестоящие.
— Когда обществу так красиво поют о том, что водитель Zhong Tong получает 420 тысяч драмов, водитель MAN получает 500 тысяч драмов… Это грязная зарплата. Чистыми водитель Zhong Tong получает 309 тысяч, водитель MAN — 400 тысяч.
— Мы не делаем ничего незаконного, у нас у всех дети, семьи, мы хотим заработать на хлеб. Мы не лезем никому в карман, мы работаем и хотим зарплат.
— Подошли люди из дирекции, закрыли ворота парка, сказали «кто работает, пусть сядет в машины, выйдет на маршрутную линию, кто не работает — уволен». Он такой же госслужащий, как и я. Разница между нами в том, что он работает в кабинете, а я — за рулем.
— Мы вынуждены стоять здесь. Нас обманывали множество раз. Иного способа быть услышанными у нас нет.
— У нас и без зарплат куча проблем. Это — не саботаж. У нас проблемы, связанные с мытьем, чисткой авто, очередях на мойках, почасовой оплатой, повышением зарплат, туалетом. Под чьи стены нам ходить? Под чьи двери? Мы люди или роботы?
— Когда обращаемся по вопросу туалета, нам говорят «это не наша проблема, этим занимается КДВЦ [ЗАО «Еревантранс»], это другая структура».
— И я госслужащий, и они. Меня никто не может уволить необоснованно. Если докажут, что я проявил нерадивость, что мои действия не соответствуют трудовому договору, пусть уволят.
— Они спят дома, не думают о том, что ты должен быть в парке в 5 утра, в 7 — выехать, домой возвращаешься в 12 или 1 ночи. Когда приходит время отпуска, не дают — и точка.
— Водитель сидит за рулем по 17-18 часов, за это время может повредиться стекло, колесо, за все это водитель платит из своего кармана, удерживают с зарплаты. Водитель получает 300 тысяч, 100 из которых удерживают за повреждения, остается 200. Как на это содержать семью? Многие здесь арендуют жилье, платят по 160-200 тысяч.