Со дня смерти Тиграна Оганджаняна прошло 8.5 лет, однако, как утверждают родители погибшего в небоевых условиях военнослужащего, до сих пор не установлено, что на самом деле произошло вечером 30 августа 2007 года в военчасти в селе Карчахпюр Гегаркуникской области Армении. 25 января 2016 года родители Тиграна Гоар Саргсян и Сурен Оганджанян обратились в ереванский суд общей юрисдикции с целью оспорить решение следователя и прокурора о прекращении производства по делу.
Официальная версия и следствие
Согласно официальной версии, будучи у узла связи военчасти военнослужащий Тигран Оганджанян прикоснулся к проводу радиорелейной станции и скончался на месте. В рамках уголовного дела в проявлении халатности на службе обвинили младшего сержанта Карена Товмасяна и капитана Рустама Асатряна, которые были оправданы за отсутствием доказательств.
Суд также счел достоверным версию о том, что Оганджаняна убило током, и в 2010г. уголовное дело закрыли.
В результате протестов родителей военнослужащего предварительное следствие возобновили, и было принято решение провести повторную электротехническую экспертизу. В апреле 2011-ого дело вернули в Военную прокуратуру, чтобы начать новое следствие с участием нового обвиняемого. Однако 7 декабря 2015 года Следственный Комитет Армении постановил прекратить производство по делу. Согласно этому решению, в ходе предварительного следствия были проведены все следственные действия, однако эксплуатируемую в военчасти в день инцидента станцию не обнаружили, не было установлено, как именно и по чьей вине провода, на которых держится антенна, попали под напряжение, также неизвестно, при каких обстоятельствах Оганджанян прикоснулся к проводу, то есть не установлено лицо (лица), которые должны фигурировать в уголовном деле.
С чем не согласны родители
Как могла пропасть станция? Это один из многочисленных вопросов, поднятых родителями погибшего солдата во всех ответственных инстанциях – прокуратуре, суде, в ходе множества акций протестов, проводимых на протяжении лет. Четкого ответа они, однако, не получили.
По словам родителей, в деле множество неточностей, несоответствий, и следствие проводилось с многочисленными нарушениями закона.
В беседе с Epress.am Сурен Оганджанян, в частности, предположил, что его сын скончался за 2.5 часа до времени, отмеченного органом предварительного следствия. По словам собеседника, время в протоколах следователя неоднократно перечеркивалось и сменялось новым.
У Тиграна Оганджаняна были телесные повреждения, не описанные судмедэкспертом Вигеном Адамяном. На фотографиях, сделанных до вскрытия, ясно видны повреждения в области глаза, головы, челюсти, синяки на ладонях.
Следствие не обнаружило одежду Оганджаняна. Согласно жалобе родителей, в материалах следствия отмечалось, что верхняя одежда военнослужащего была разорвана, однако через 2 месяца после инцидента на экспертизу отправили совершенно иную, новую одежду.
В материалах уголовного дела говорится, что Оганджанян прикоснулся к проводу. Однако в разговоре с отцом военнослужащего следователь признался, что провод был взят не с места инцидента: на складе нашли схожий и отправили на экспертизу.
Согласно следствию, на взятой с места инцидента планке были фрагменты кожи и следы крови Оганджаняна. В результате судмедэкспертизы их, однако, не обнаружили.
Кого подозревают родители
По словам Сурена Оганджаняна, на самом деле труп сына лежал в 5 метрах от комнаты телохранителей тогдашнего командира 2-ого армейского корпуса при Минобороны Армении, ныне — замначальника Генштаба ВС Айказа Багманяна. Их также не допросили.
«За этим делом стоит Айказ Багманян. А он — правая рука Сержа [Саргсяна]». Оганджанян отмечает, что за последние годы он неоднократно публично называл имя Багманяна, однако генерал никогда не реагировал на обвинения.
Гоар Саргсян не сомневается в убийстве сына. Прекращение уголовного дела, проходившего с явными нарушениями, указывает на убийство Тиграна, считает мать. По ее словам, еще в 2008 году мужа терроризировали трое неизвестных: преследовали на автомобиле, а когда Оганджанян остановился, один из вышедших из машины молодых людей сказал: «Не жалуйся, дядя, иначе уничтожим твою семью».
Однако родители не сдаются. Они намерены пройти все инстанции внутри страны и дождаться рассмотрения дела в Европейском суде по правам человека.