Федеральный центр должен положить конец кампании, проводимой в Чечне, направленной на то, чтобы заставить женщин соблюдать предписания ислама в одежде, заявила правозащитная организация Хьюман Райтс Вотч.
С начала Рамадана в середине августа Хьюман Райтс Вотч получает многочисленные сообщения из Чечни о преследовании на улицах Грозного женщин, которые появляются в общественных местах с непокрытой головой или в одежде, которая представляется недостаточно скромной.
«Принуждение женщин к соблюдению требований религии или традиций в одежде — это вмешательство в их частную жизнь, и Кремль должен пресечь такие попытки, — говорит Таня Локшина, зам. директора московского офиса Хьюман Райтс Вотч. — Чеченские женщины, как и все граждане России, должны пользоваться свободой в выборе платья».
В первые дни Рамадана группы мужчин в традиционной исламской одежде (шаровары и долгополая рубашка свободного покроя), объявляя себя представителями республиканского муфтията, стали подходить к женщинам в центре Грозного, публично стыдить их за нескромность и раздавать листовки с описанием, как именно им следует одеваться.
Предполагается, в частности, что голова должна быть покрытой, длина юбки — намного ниже колена, рукавов — до запястья.
На помощь этим «ревнителям веры» вскоре пришли агрессивно настроенные молодые люди, которые стали хватать женщин за рукава, подолы, волосы и неприкрытые места рук, отпуская при этом скабрезные и оскорбительные замечания. В двух случаях, доведенных до нашего сведения, в таких посягательствах участвовали местные силовики.
В Чечне женщины уже в течение нескольких лет служат объектом полуофициальной кампании «борьбы за добродетельность». Местные власти запретили брать на работу в госсектор тех, кто отказывает носить платок. Необходимость покрывать голову распространяется и на учащихся школ и вузов. Хотя эта кампания законодательно не оформлена, соблюдение требований жестко контролируется при публичной поддержке со стороны президента Чечни Рамзана Кадырова.
«Когда должностное лицо уровня Рамзана Кадырова поощряет жестокое насилие такого рода, это равносильно открытому призыву к физическим посягательствам и публичному унижению женщин, — говорит Таня Локшина. — Федеральному центру пора вступиться за женщин Чечни».
Международный пакт о гражданских и политических правах гарантирует каждому право на свободу религии, в том числе то, что «никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору». Профильный спецдокладчик ООН Асма Джахангир и ее предшественник Абдельфаттах Амор неоднократно выступали с критикой правил, предписывающих соблюдение религиозных требований в одежде в общественных местах. Подобные требования идут вразрез и с российской конституцией, которая гарантирует свободу совести.