Главная / Армения / Прорусская проамериканская позиция лидера армянской оппозиции

Прорусская проамериканская позиция лидера армянской оппозиции

В завершение митинга Армянского национального конгресса, как обычно выступил, лидер оппозиции, первый президент Армении Левон Тер-Петросян. В ходе выступления он, в частности, коснулся развития армяно-российских отношений.

«Продление срока пребывания в Армении российских военных баз и сделка Москвы с Азербайджаном относительно продажи зенитно-ракетных комплексов С-300, несомненно, укрепляют позиции России в Предкавказье и беспредельно увеличивают ее роль в процессе карабахского урегулирования.

Становится очевидным, что несмотря на принятие Россией разработанных Минской группой ОБСЕ принципов и программ, она ни в коем случае не позволит разместить международные миротворческие силы в зоне конфликта, тем более, не смирится с фактом какого-либо присутствия НАТО в Предкавказье», — заявил Тер-Петрсоян.

При этом он подчеркнул, что эти замечания ни в коем случае нельзя считать прорускими или антизападными, как это «кое-кто воспринимал или пытался интерпретировать».

«Это только простая констатация действительности, что не связано ни с чьим-либо желанием, ни с политической ориентацией. К сожалению, власти Армении, по имеющейся у меня информации, вместо того, чтобы делать верные выводы из сложившейся ситуации, стараются извлечь временные выгоды и все связать с политической ориентацией отдельных личностей.

Американцам нашептывают будто у Тер-Петросяна прорусская ориентация, а русским –проамериканская. Их надежда дискредитировать меня и Армянский национальный конгресс заключается в следующих стереотипах: согласно распространенному в России мнению, если какое-либо движение является демократическим, значит, оно оранжевое, а на Западе: если какое-либо движение не является антироссийским, значит, оно недемократично.

Это жалкое поведение армянских властей показывает, что в деле решения не только внешних, но и внутренних проблем они возложили надежду исключительно на благосклонность внешних сил», — сказал Тер-Петросян.

Лидер Конгресса коснулся также «значительного события, оставшегося вне внимания политологов», которое состоялось в Баку две недели назад.

«Я имею в виду прозвучавшее из уст президентов Медведева и Алиева однозначное заявление о том, что Россия и Азербайджан отныне являются стратегическими партнерами. Хотя эти слова звучали и ранее, но впервые в них было заложено конкретное содержание. То есть произошло то, что я прогнозировал еще 8 июня 1998 года в заявлении на заседании Совета безопасности, в частности, отметив следующее: «Я не исключаю, даже наоборот – считаю крайне естественным и вероятным, что, учитывая проблемы эксплуатации каспийской нефти и построения нефтепровода, в дальнейшем Россия приложит серьезные усилия в направлении установления хороших отношений с Азербайджаном. И в этом случае Армения потеряет преимущество, которое имеет, будучи единственным союзником или стратегическим партнером России в регионе.

А какие последствия для Армении и Карабаха может иметь стратегическое сотрудничество между Россией и Азербайджаном, думаю, несложно представить», — сказал первый президент Армении.

По его мнению, налицо все признаки того, что в процессе карабахского урегулирования становится фактом формирование нового российско-турецко-азербайджанского формата.

«Конечно, это не значит, что он идет на смену Минской группе, которая, по-моему, сохранится хотя бы для того, чтобы создать впечатление сопоставления усилий и  для того, чтобы в лишний раз не раздражать Запад. Между тем, сами процессы будут проходить в новом формате, что дало мне основание сравнить в предыдущем выступлении нынешнее положение с ситуацией 1920 года.

Как отметили политологи и журналисты, у Сержа Саргсяна больше нет места для маневров. Если до сих пор ценой тех или иных обещаний и уступок, противоречащих национальным интересам, ему удавалось задобрить Запад и благодаря этому отпустить грехи за проделанные в собственной стране беззакония – за фальсификации в ходе выборов, политические преследования и достигающую гигантских размеров коррупцию, — то сейчас в результате продления срока пребывания в Армении российских военных баз и российско-турецо-азербайджанского сотрудничества в свете создавшейся в Предкавказье новой геополитической ситуации этот запас отпущения грехов можно считать исчерпанным», — отметил Тер-Петросян.

В последней части своего выступления лидер оппозиции сделал вывод, что единственный способ преодоления угрожающих Армении и Нагоному Карабаху опасностей, это смена власти и утверждение нового парламента путем законных выборов, которое не будут обвинять в недостатке легитимности.

«Вопреки расхожим мнениям, смещение властей было и будет главной задачей Армянского национального конгресса, и мы будем последовательны независимо от того, насколько яростным будет сопротивление бандитского государства, насколько сильной будет помощь неравнодушных к судьбе страны других политических сил и в какой мере мировая общественность будет поддерживать преступные власти.

Мы всегда утверждали и сейчас считаем, что два решающих шага могут резко изменить сложившуюся неблагоприятную ситуацию в вопросе урегулирования карабахского вопроса.

1.    Освобождение внутренней жизни Армении, снятие ограничений с демократии, освобождение политзаключенных и утверждение внутринациональной гармонии.

2.     Восстановление Карабаха в статусе полноправного участника конфликта согласно решению Будапештского саммита ОБСЕ.

Серж Саргсян не делает ни то ни другое, что равносильно предательству  родины. Следовательно, от имени АНК со всей ответственностью заявляю:
     
1.    Хотя мы и выступаем за скорейшее решение Карабахского вопроса, мы категорически против действовать в рамках любой программы, где Карабах не представлен как полноправный участник конфликта.

2.    Мы с той же решимостью будем выступать против ратификации армяно-турецких протоколов пока из них не вычеркнуто положение о созданнии комиссии историков двух стран.

3.    Мы будем также требовать, чтобы конечный протокол карабахского урегулирования был поставлен на референдум в Карабахе и Армении, что не должно рассматриваться как что-то неординарное, так как в свое время это было предложено сопредседателями Минской группы.

Саргсян не получал никаких полномочий от народа на уступки, так как во первых он в своей предвыборной кампании  не обещал создать армяно-турецкую комиссию историков,  оставить Нагорный Карабах в стороне в процессе урегулирования конфликта или открыть в Армении иноязычные школы, и во вторых он просто неизбранный президент.

Следовательно, он не имеет права издавать указы, ратифицировать законы и заключать договора, а подписанные им все решения, указы, законы и соглашения лишены правовой силы», — заявил Тер-Петросян.