Одной из самых больших проблем армян Грузии является вопрос высшего образования. После того как началась реформа системы образования в Грузии и стала работать система единых национальных экзаменов, обязательной стала сдача грузинского языка. То есть, это автоматически исключило всех негрузиноязычных абитуриентов из системы высшего образования.
Об этом в беседе с корреспондентом Epress.am в Тбилиси рассказала
конфликтолог Марина Элбакидзе, работающая в Кавказском институте мира, демократии и развития (CIPDD).
— В последние несколько лет большинство молодых армян, азербайджанцев и т. д. уезжали из Грузии, единицы поступали в грузинские ВУЗы. Молодежь из Самцхе-Джавахети, которая здесь не может поступить, уезжает учиться в Армению или в Россию, потом или возвращается и, опять же не зная государственного языка, не может найти работу, или же вообще не возвращается.
Эта проблема существовала в течении 5 лет и часто обсуждалась на государственном уровне. Но в этом году были внесены серьезные изменения в закон об образовании. Те, кто окончил негрузинскую школу, кто знает армянский, азербайджанский, абхазский, осетинский, могут сдать только тест на общие способности и, преодолев уровень минимальной компетенции, поступить на желаемый факультет, на нулевой курс, год бесплатно обучаться грузинском языку и потом уже поступить на первый курс и начать учебу.
Каждый университет обязан выделить от общего количества мест по 5% льготных мест для армян и азербайджанцев, и по 1,5% для осетин и абхазов. Другой вопрос, что русский язык в этот список не входит и выпускников русских школ эти льготы не коснулись. Хотя многие армяне, азербайджанцы да и грузины заканчивают русские школы и им легче сдавать экзамены на русском языке.
В этом году подали заявку более 100 человек из Джавахети и примерно 80 из них поступили на нулевой курс. Также есть требование населения Самцхе-Джавахети, чтобы Армения и Грузия открыли совместный армяно-грузинский университет в Ахалкалаки. В армянских школах увеличили часы грузинского языка и сократили часы армянского, что также не приветствуется населением Джавахети.