Существующий в Армении порядок призыва на обязательную военную службу — самое большое нарушение Прав человека в стране. Об этом в статье в журнале «Пионер» пишет директор образовательного комплекса «Мхитар Себастаци», экс-министр образования Ашот Блеян.
По его словам, в Конституции Армении четко указано, что все граждане мужского пола обязаны служить в армии. Если есть обязательная воинская повинность, то она для всех. Учеба в вузе не должна стать причиной невыполнения конституционных обязанностей.
Бывший министр образования предлагает четкое правовое решение: все достигшие 18-летия здоровые граждане мужского пола должны служить в армии. Он считает, что группа депутатов, министров и других представителей власти создала своим детям возможность избежать службы в ВС.
«Что касается сокращения мест госзаказа, то если их сократить вдвое, получается, что простой гражданин, который мог бы попасть в этот список привилегированных избегающих службы в армии, оказывается вне его. Вышеуказанная элита — это также жители Армении, которые живут в другой стране, подчиняются другим законам и извращают всю систему.
Мы много говорим о том, что сокращение мест госзаказа осуществляется для стимулирования некоторых специальностей. Но что значит стимулировать, если искусствовед, армяновед или натуралист получают $100 или $120? В этом плане сделайте хоть все места бесплатными, все равно эти специальности не станут востребованными. Кто выберет эти должности? Лишь тот, кто согласен всю жизнь голодать.
Сегодня вузы поощряются государством за выпуск дипломированных безработных, есть десятки факультетов, которые готовят психологов, социологов, философов и историков. 9 из 10 станут безработными. В вопросе подготовки кадров, первостепенным должна быть общественная востребованность. Если сегодня все вузы Армении закроются на 20 лет, все равно нехватки в специалистах не будет. Действующие учебные заведения заняты обеспечением рабочих мест для своих сотрудников. Они не дают специализированного образования, а предоставляют лишь социальные услуги. Есть преподаватели, которые не должны сидеть сложа руки. А для этого есть студенты, за которых надо платить. Образно говоря, на родителей наложили новый вид дани. Почему дани? Потому что эти расходы нельзя назвать инвестицией в учебу.
По мне, так систему бесплатного образования можно совсем убрать. Но, вместе с тем, должны действовать также соответствующие социальные системы, которые позволят учиться неимущим детям.
Я считаю, что надо на длительное время прекратить государственное лицензирование. Надо давать лишь свидетельство, что данный человек учился в данном учебном заведении, а остальное пусть решает рынок, работодатель. Необходимо уважать работодателя, чтобы исчезли показуха и фальшь в профессиональном образовании, в вузах, колледжах или профтехучилищах. И так до тех пор, пока данная сфера не очистится и на плаву останутся только те учебные заведения, качество которых доказало время, где деньги не имеют значения. А государство путем различных структур и органов (службы лицензирования, инспекции) пусть обеспечивает должные условия: гигиена, безопасность, здравоохранение, технические параметры и так далее», — говорится в статье.