Показ работ Фестиваля турецких фильмов в Армении «23,5», который в марте текущего года на волне «футбольной дипломатии» удалось провести в Ереване, должен был состояться 10 декабря в ванадзорском кинозале Дворца культуры имени Шарля Азнавура, и 11 декабря в Кукольном театре города. После заключения договоров об аренде залов с 29 ноября по городу были распространены приглашения на фестиваль.
8 декабря Директор Кукольного театра С. Меликян сообщил ванадзорскому координатору фестиваля Гамлету Гюльзадяну, что показа в театре не будет и попросил обратиться за разъяснениями в муниципалитет.
Заместитель мэра Норик Сардарян сообщил, что несмотря на то, что его собеседники занимаются гуманной деятельностью, фестиваля в Ванадзоре не будет.
Директор фестиваля, правозащитник Георгий Ванян потребовал дать письменные разъяснения по поводу позиции муниципалитета и одностороннего расторжения договора об аренде зала в Кукольном театре. «Фестиваля в Ванадзоре не будет, потому что я не хочу этого. Принесите мне письмо и мы на него ответим», — был ответ.
Позже директор Кукольного театра подтвердил свою просьбу об одностороннем расторжении договора, и обещал обосновать это письменно. До сих пор договор остается в силе, и сообщение директора Кукольного театра, о его расторжении ограничилось призывом: «Очень прошу не делать здесь фестиваль».
Получив подтверждение договорных обязательств от другого арендодателя, Артема Гулиняна, организаторы фестиваля решили по возможности, сообщить зрителям, которые намеревались посетить фестиваль в субботу, о том, что Фестиваль в Кукольном не состоится и пригласить их в пятницу во Дворец культуры. Единственным средством оповещения был телефон, поскольку руководители местных телеканалов, сначала выразив свою заинтересованность фестивалем, впоследствии заявили, что «не могут предоставить эфир» для его освещения.
«Я не могу открыть дверь кинозала», — сообщил Гулинян 10 декабря, за час до начала фестиваля. В то же время у Дома культуры стали собираться зрители. Работникам Дома культуры было велено не пропускать никого наверх, к кинозалу. Георгию Ваняну удалось добиться того, чтобы зрителям было «разрешено» ждать в кафе Дворца культуры до тех пор, пока не будет решена проблема. В это время наверх поднялись двое сотрудников прокуратуры города.
К 15.00 зрители уже не могли поместиться в кафе и собрались в вестибюле. После двадцатиминутного ожидания, все возможности настоять на выполнении договора были исчерпаны. Георгий Ванян объявил о том, что фестиваль не состоится, потому что муниципальные власти закрыли двери кинозала, а заместитель мэра Сардарян заявил о своем, что не желает проведения показов.
Организатор поставил свой ноутбук на стойку бара, и включил фильмы. Около ста зрителей собрались в кафе, но большинству из них не удалось ознакомиться с картинами по компьютеру. Ванадзорцы, прощаясь, просили предоставить им новую возможность посмотреть фильмы или предоставить копии работ.
В кафе осталось семь самых упорных зрителей, в основном студенты факультета режиссуры ванадзорского филиала Академии театра и кино. Они дождались, чтобы все ушли, поставили ноутбук поближе и посмотрели все 10 фильмов.
Заместитель мэра впоследствии так прокомментировал свое решение: «Вы говорите: по какой причине я не разрешил? Я говорю: никто у меня не просил разрешения, чтобы я разрешил или не разрешил. У меня спросили мнение, мне сказали, что Вы думаете об этом фестивале? Я сказал, что это — что-то очень неправильное и не ко времени, возможно, это какой-то выигранный грант, то есть это грантоедство, но в той ситуации, в которой мы находимся, когда на границе наших сыновей убивают снайперы, это может вызвать неподобающие волнения в народе. Это мое мнение. Если мое мнение, он [Георгий Ванян] исказил, то повторяю, я – против. И говорю, что если к моему мнению прислушались директора наших бюджетных учреждений, я приветствую их решение, а мое мнение состоит в том, что Кукольный театр — не место для демонстрации политических фильмов, преследующих политические цели. Зачем там, куда ходят дети смотреть на кукол, устраивать такое? Если он прислушался, то он [директора театра] молодец. Я приветствую, что не разрешили. Честное слово, я лично никому не приказывал, просто, если люди узнали мое мнение и не разрешили, я приветствую этот их шаг. Это может быть очень невинный фильм, например как «Мы и наши горы», но сама церемония – политическая, очень некрасивая и очень некстати на данный момент. Я не получал никаких указаний сверху. Он [Ванян] зашел ко мне с парнем из нашего театра, которого я не уважаю, потому что он голубой, да, он настоящий голубой, с такими людьми я даже не здороваюсь. И вот подобные люди собрались, и хотят что-то показывать, как можно подобное допустить?».
По материалам правозащитницы Луизы Погосян.