Единственный политический идеал в Армении — демократическое национальное государство — обречен на провал по той причине, что настоящая демократия невозможна в рамках государственных границ.
Данную проблему членам общественно-политической группы «Малый совет» представил критик, искусствовед Вардан Азатян, который предложил альтернативную модель развития Южного Кавказа.
Проблема
Любая сила в Армении, будь то человек или структура, которые думают о стране, представляют ее демократической республикой, в чем уже есть некоторая проблема.
Для обеспечения собственной безопасности республика всегда будет нуждаться в реальной или идеологической несвободе тех, кто живет за ее пределами.
Предоставленные республикой свободы носят частный, привелегированный характер и распространяются лишь на своих гражданам. Это и есть парадокс гражданского, то есть буржуазного общества.
С другой стороны, республика и свободы всегда подвластны интересам сверхдержав. Политическая дилемма в Армении на сегодняшний день заключается в следующем: национальная самоидентификация и интеграция в процессы глобализации. У той политической силы, которая предложит лучшее сочетание, и будет будущее в Армении.
Альтернатива
Реальным выходом из сложившейся ситуации является создание Союза — международного политического субъекта, сформированного по принципу прямой демократии и основанного на нуждах народов региона.
В первую очередь Союз должен защищать интересы всех народов региона посредством социально-культурной политики.
Залогом Союза должна стать культурно-революционная деятельность, направленная на развитие гражданского сознания: мы, народы Азербайджана, Армении и Грузии в культурном, экономическом и социальном плане ближе друг к другу, чаще сталкиваемся с теми же проблемами, чем правительства, оппозиция и политика сверхдержав вместе взятые.
Набросок принципов Союза (в сокращении)
1. Конфликты в нашем регионе непосредственно связаны с моделью государства, построенного по национальному принципу. Оно срослось с рыночным капитализмом, лежащим в основе глобальной экономики.
4. Модель Кавказской платформы, спекулируемая некоторыми политиками, неприемлема, так как не вытекает из внутренних социальных нужд, основанных на представлении механизмов социальной несправедливости.
5. Необходимо осознать, что объединение проживающих на территории Южного Кавказа абхазов, азербайджанцев, аджарцев, ассирийцев, цыган, езидов, армян, молокан, грузин, курдов (мужчин и женщин) разных профессий сделает возможным реальный южнокавказский Союз.
Как показывают прецеденты, любой подобный проект, который будет предложен со стороны субъекта власти обречен на провал, который повлечет за собой заминирование Союза, что и прозошло с Закавказской конфедерацией, которая была создана усилиями Сталина и распалась в 1936 году.
6. Залогом формирования этого Союза является культурная революция с социальной основой, которая должна быть проведена региональными структурами.
7. Эта деятельность должна обогнуть действующие политические и партийные субъекты, потому что ни один из них не ставит перед собой первоочередной задачи создание международной региональной политической единицы.
8. Прототипом для предлагаемого Союза может послужить не Закавказская конфедерация, а имеющая короткую историю Бакинская коммуна.
9. С первого взгляда эта идея похожа на бред, но она, поверьте, является необходимостью. Об этом свидетельствуют возникающие по разным поводам и на разных уровнях разнообразные идеи и опыт кавказского сотрудничества: межпартийные, на уровне президентов, между НПО, журналистами, отдельными гражданами.
10. Частично ставшая реальностью эта необходимость была актуальна не только во времена Багратидов и Закарянов, Давида Бека и Бакинской Коммуны, но и сегодня.
Видение объединенного Кавказа было одной из самых важных программ освобождения региона. Программ было три: освободить чужими руками, освободить своими усилиями, или сделать это вместе.
Решения проблем зачастую находятся там где их не ищут, вообще не ищут. Самые основные препятствия на пути создания предложенного Союза – это государственные границы.
11. Рабочие региона, которым не заплатили, эксплуатируемые водители такси и микроавтобусов, постоянно подвергаемые насилию люди, занимающиеся проституцией, страдающие бессонницей служащие супермаркетов, мучащиеся в кондитерских и пекарнях женщины, студенты, подрабатывающие в ночных клубах и барах для платы за учебу, крестьяне, ставшие батраками в собственных деревнях, одновременно в трех местах работающие преподаватели, военнослужащие подвергающиеся нечеловеческому обращению в армии, кресьтяне, отправившиеся на заработки и их жены, оставшиеся дома с детьми.
Это действительность, присущая в той или иной степени всему региону, в ней нет национальных особенностей.
13. Только подобный Союз позволит достигнуть реального и стабильного мира внутри и с соседями, позволит демилитаризировать регион, даст ход объединенной экономике, направленной на мирное процветание, позволит, основываясь на сотрудничестве, эффективно сбалансировать человеческие и природные ресурсы, общими усилиями обеспечить прогресс науки, образования и культуры. И в конце концов это позволит стать в международной политике тяжеловесным самоуправляемым субъектом.