Туапсинский районный суд Краснодарского края вынес приговор в отношении шести подсудимых, которые летом 2010 года участвовали в избиении 13 отдыхающих из Чечни в детском лагере «Дон».
Артур Боладьян, Геворг Агабекян, Леонид Резников, Виктор Ингилизян, Вячеслав Джевелек и Камо Манукян были признаны виновными в групповом хулиганстве по предварительному сговору с применением предметов, используемых в качестве оружия. Каждый из осужденных получил по два года лишения свободы условно с испытательным сроком на 1 год.
По данным следствия, 25 июля 2010 года группа молодых людей, проживающих в Туапсинском районе, отправилась на разборки в оздоровительный комплекс «Дон», узнав от неустановленных лиц, что там произошел конфликт русских с чеченцами. Поводом для побоища стали навязчивые приставания кавказцев к 14-летней девочке из Ростовской области Соне Сафоновой. После грубого отказа девочки чеченские отдыхающие стали обзывать и бить ее.
Увидев потасовку, в нее вмешался 37-летний заместитель директора лагеря Борис Усольцев. Чеченцы не только не остановились, но и накинулись на него с кулаками.
Драка продолжилась после того, как через пару часов около 150 человек, в том числе осужденные, «из хулиганских побуждений» проникли на территорию лагеря, чтобы разобраться с обидчиками. Согласно материалам дела, используя палки и камни, они избили 13 выходцев из Чечни, а также повредили имущество лагеря на сумму 225 тысяч рублей ($7500).
Политический обозреватель Юлия Латынина тогда высказалась о причинах бурной реакции чеченских властей на инцидент:
— Они взбеленились, потому что чеченцев побили. А почему чеченцев побили? Потому что они пырнули ножом армянина. Если бы они просто избили замдиректора лагеря, им бы это сошло с рук, как и всё, что творилось в лагере. Они пырнули ножом армянина. В Туапсе большая армянская диаспора.
Что случилось в лагере «Дон»? 14 июля туда заехало 403 человека из Чечни, 350 – дети, 50 – сопровождающие. На этих 350 чеченских детей приходилось 36 русских детей. Чеченские дети тоже были условные, с волосатыми животами, перебитыми носами и поломанными ушами. Сопровождающими у детей с поломанными ушами были два тренера, один – по дзюдо, другой – по вольной борьбе.
Понятно, что молодая банда в самом правильном для хунвэйбинов возрасте (17-20 лет), заехавшая по подложным документам, она занялась мелким бытовым террором: повесили флаг Чечни, обирали маленьких, забирали провиант у детей из других регионов, на дискотеках танцевали только чеченские песни.
Через 10 дней, 24 июля, члены этой банды, затерроризировавшей лагерь, втроем пристают к 13-летней девочке. Втроем тут ключевое слово, потому что втроем нельзя ухаживать, втроем можно только приставать. Девочка отказала, ее повалили наземь, стали бить. Втроем 13-летнюю девочку. Молодцы, джигиты.
За девочку вступился замдиректора лагеря Борис Усольцев, сын директора лагеря. Что значит, что вступился взрослый? Это значит, что все остальные были запуганы. Эти трое подонков не стали бить сына директора, они набросились на него, когда их собралось минимум девять, включая обоих тренеров. Один тренер подсек Усольцева, другой, когда тот упал, сломал лежачему нос. А спутнику Усольцева, армянину Кешешьяну воткнули нож в грудь. Собственно, это было ошибкой, потому что, естественно, армяне вступились за своего.
Самое поразительное, что русских-то там было раз, два и обчелся. И тут оказалось, что вся эта гопота, которая била 13-летнюю девочку втроем, и двух мужиков вдевятером, что они трусы. Потому что вы мне объясните, как могут 25 армян, максимум 50, побить 400 чеченцев. Тут прав чеченский уполномоченный Нурди Нухажиев – банда-то стала прятаться. Только не среди русских. 400 чеченцев не могут спрятаться среди 36 русских детей. Тем более что русские дети в этот момент заперлись в медсанчасти, подальше и от армян, и от чеченцев. Вот эта банда стала использовать, судя по всему, в качестве живого щита чеченских малолеток. Потому что, повторяю, такой социальный закон: люди, которые бьют втроем 13-летнюю девочку, к какой бы национальности они ни принадлежали, потом оказываются трусами.
И вот тут начинается самое главное. Потому что то, что трое подонков пристали к 13-летней девочке, это не фашизм, это хулиганство. То, что куча народу, плюс два тренера, избили заступившегося за девочку мужика, это не фашизм. То, что налетели после этого стенка на стенку, тоже не фашизм – массовая драка. Но вот если власти республики заявляют, что хулиганы правы, это фашизм.