Обсуждения и недовольства скульптурой колумбийского художника, скульптора Фернандо Ботеро полностью соответствуют политическому курсу, выбранному постсоветской Арменией. С одной стороны внедрение западных ценностей, с другой – политика сохранения национальной идентичности. С одной стороны разрешено иметь музей Гафесчяна, с другой – устанавливать скульптуры, создающие образ героя. В подобной среде столкновение неизбежно.
Такое мнение в беседе с Epress.am выразил критик искусства Вардан Азатян, комментируя реакцию общества на привезенную в Армению скульптуру Ботеро «Курящая женщина».
В ходе обсуждений в соцсетях некоторые пользователи подвергли скульптуру критике, назвав ее «неподобающей армянам».
По словам Азатяна, примечательно, что в Армении на веселое искусство реагируют таким образом, как среагирвоали бы на искусство, затрагивающее социальные, политические, моральные проблемы.
В 70-80 годах, добавил он, искусство Ботеро было частью явления, волны, посредством которой наиболее радикальные проявления искусства пытались сделать менее опасными, чтобы нейтрализовать социальную, критическую, идеологическую силу искусства 60-70-х.
«Эта волна, которую принято называть постмодернизмом, началась в 70-е и продолжалась до 90-х, распространившись по всему миру, в том числе в Латинской Америке. Она принесла с собой возрождение фигуративного искусства, вопреки существующим до тех пор формам концептуального искусства. Самым проблематичным является пункт, который в контексте фигуративной скульптуры, ярким представителем которой является Ботеро, новаторство формы есть самоцель, то есть берут определенный образ и всячески меняют его форму, удлиняют, уменьшают. В случае с Ботеро – делают полнее. То есть для него искусство является только импровизацией формы. Это значит, что Ботеро исключил из искусства его нормативный, идеологический, политический, социальный аспекты, делая искусство более игровым, что может привести зрителя в определенное состояние удивления, приятного беспокойства», — пояснил Азатян, в то же время назвав парадоксальным тот факт, что работу, совершенно не направленную на подрыв общественного мнения, в Армении принимают таким образом.
«Впечатление, будто взяли скульптуру Ботеро и установили ее в среде искусства классицистической ментальности 19 века, только в этом случае скульптура, находящаяся вне социального и политического аспекта, может иметь такую общественную, политизированную, морализированную реакцию, причиной тому – неопытность современного искусства.
То же обсуждение было в случае с котом, стержень критики был тот же. Так как формы у Ботеро эротизированы, в обществах, в которых эротизм морализирован, естественно, реакция одинакова», — сказал Вардан Азатян.
Фернандо Ботеро родился в 1932 году, работает в технике фигуративизма, называющий себя «самым колумбийским из колумбийских художников», стал известен после того, как выиграл первый приз на «Выставке колумбийских художников» в 1959 году.