Интересы Соединенных Штатов на Южном Кавказе, больше связаны со стабильностью, нежели с трубопроводами. Подобное мнение на конференции «Динамика региональной безопасности на Южном Кавказе» в пятницу, 30 ноября, высказал глава центра региональных исследований Ричард Киракосян.
Говоря о препятствиях вовлеченности Запада в этом регионе, он отметил, что существует три фактора: конкуренция интересов с одной стороны Запада и России, в другой — внутри Запада, с третьей — внутри самого региона Южного Кавказа. Так, российско-грузинская война 2008 года, по мнению эксперта, стала свидетельством необходимости адаптации интересов Запада присутствию России в регионе. По оценкам Киракосяна Вашингтон это понял и «перезагрузил» свои отношения с Россией в регионе, в результате чего расширения НАТО в этом направлении в настоящее время проводиться не будет.
Более того, Россия нашла, чем ответить и на инициативу ЕС Восточное партнерство. Предложение создать Евразийский Союз является ничем иным, если не ответом Москвы на Восточное партнерство.
Говоря о конкуренции интересов «внутри Запада», Киракосян указал на активизацию стран Восточной Европы. В то же время, он отметил, что в настоящее время для Запада самой большой проблемой является отсутствие креативных подходов. Механизмы воздействия и обеспечения вовлеченности, применяемые Западом, устарели, и не всегда действуют так, как рассчитывают западные страны, считает Киракосян.
Касаясь третьего фактора — конкуренции интересов внутри самого региона, эксперт отметил, что Азербайджан хотел бы увеличения влияния Запада, чтобы, играя на противоречиях интересов, суметь обеспечить выгоду для себя. Грузия, считает он, перестала быть центром гравитации интересов Запада. И с этой точки зрения наиболее приемлемым партнером Запада в регионе является Армения, и привлекательность Армении связана в первую очередь с ее стабильностью. «Сегодня Запад нуждается в Армении больше, чем когда-либо, поэтому Армения должна работать над развитием экономики и демократии, чтобы обеспечить свою самостоятельность и не стать заложницей интересов Запада», — считает Киракосян.