Хочется спросить еще про Армению. Она тоже вроде бы всегда выражала готовность находиться в различных структурах вместе с Россией, в то же время мы знаем, что она посматривает другим глазом и в сторону Европы и на восточное партнерство.
С Арменией такой же случай, как и с Украиной, только с той разницей, что президент Армении вовремя спохватился и одернул собственное правительство. Подобное мнение в эфире «Эхо Москвы» высказал советник президента по вопросам регионально-экономической интеграции в рамках Таможенного союза единого экономического пространства Сергей Глазьев.
Он уточнил сказанное:
— Армения готовилась парафировать соглашение с ЕС, в котором были такие перлы, например: Армения обязуется выполнять директивы ЕС в области аквакультуры и рыбной ловли на морях, — вы понимаете? У Армении нет морей и выхода к ним, а в соглашении это было. Точно так же там было про приграничное сотрудничество с ЕС. То есть, им навязывают стандартный текст.
Они навязывают текст, отработанный десятилетиями, своим восточным партнерам. Это фактически такое утрамбовывание мозгов чиновников наших партнеров, которые как в конвейер затаскивают некоторые изделия, потом, на выходе из конвейера, получают готовый продукт.
Журналист: — Так Армению уже затащили в конвейер?
— Почти затащили, но опять же, не без помощи наших экспертов — мы проанализировали, точнее, помогли армянским коллегам проанализировать текст этого соглашения с ЕС.
Журналист: — Открыли им глаза практически?
— Понимаете, вот в чем лукавство украинской стороны сейчас? В том, что они заявляют, что мы можем и то подписать, и с вами то же самое подписать, то есть, находиться и в ассоциации с ЕС, и подписать соглашение по единому экономическому пространству с Россией. Но это невозможно. Николай Азаров все время об этом говорит, а мы уже устали ему объяснять, что это невозможно, — это говорит о лукавстве позиций. Нельзя быть и там и там одновременно, это юридически очевидно.
И вот армянское правительство тоже запуталось в этом выборе, они тоже думали, что можно одновременно подписать соглашение и быть членами ОДКБ, а в этом соглашении есть еще политическая часть, где написано, что сторона, заключающая ассоциацию с ЕС, обязуется следовать в кильватере европейской политики и участвовать под руководством ЕС в урегулировании региональных конфликтов.
И тогда армянский президент, как человек, отвечающий за безопасность страны, задает вопрос — а как под руководством ЕС они будут участвовать в урегулировании конфликта с Азербайджаном по Нагорному Карабаху? — интересный вопрос. И вот когда начинают задавать такие простые вопросы, становится ясно, что проект соглашения об ассоциации лишает страну суверенитета, независимости, и ставит ее просто в роль колонии ЕС. А быть колонией ЕС и решать проблемы с Азербайджаном, невозможно.
Журналист: — Армения пошла по этой кривой украинской дорожке в результате?
— Нет, президент Армении четко сказал, что Армения желает присоединиться к ТС с Россией, Белоруссией и Казахстаном. Сейчас идут экспертные консультации на эту тему. Думаю, 2015 год это такой рубеж, когда мы переходим к евразийскому к экономическому союзу, и страны, готовые политически присоединиться, могут к этому времени выполнить все наши требования — это касается и Киргизии и Армении, и к 2015 году войти сразу и в ТС и в единое экономическое пространство, и в евразийский союз.
Журналист: — Так у нас же нет с ними границ?
— С Арменией нет, но единая таможенная территория сегодня тоже не является географически единой. У нас есть Калининградская область, которая является анклавом. Армения самостоятельное государство, и как часть единой таможенной территории, не имея с нами общей таможенной границы, будет иметь примерно такой же таможенный режим, где декларируется свободный ввоз товаров, свободное обращение товаров, но вместе с тем в силу отсутствия географической неделимости территории, все равно будут сохраняться определенные формы контроля за движением товаров — это допускается. Мы на примере Калининградской области этот механизм отработали, по аналогии. Потому что Армения как независимое государство сохраняет свою таможенную службу, свое государственное, административное регулирование, и здесь можно говорить только о техническом сходстве.
Журналист: — Все-таки, еще раз — та вещь, о которой говорят сейчас как о практическом свершившимся факте — подписание договора об ассоциации Украины с ЕС — это все преждевременно?
— Понимаете, если вам человек говорит, что закончит жизнь самоубийством и твердит об этом целый год, это вовсе не заставляет нас с этим смириться. В этом смысле я уверен, что здравый смысл восторжествует, и мы сумеем уберечь Украину, ЕС и себя от катастрофических неприятностей.