Ситуация вокруг Крыма нуждается в четких оценках и комментариях, а армянская политическая мысль пытается не показываться в этом вопросе. Об этом на своей странице в соцсети Фейсбук пишет экс-премьер Армении, депутат от фракции «Армянский национальный конгресс» Грант Багратян.
«Что происходит в Украине и какие оценки нужно дать событиям в Крыме? Ниже представляю оценки: в конце концов, я 8 лет работаю в этой прекрасной стране и многое знаю не понаслышке. За это время я несколько раз побывал на Майдане и считаю, что достаточно хорошо знаком с атмосферой.
Каковы основные требования Майдана?
1. Устранение Януковича и коррупции. Конечно, коррупция в Украине была не такой, как в Армении. К примеру, там ежедневно не меняли законы по заказу олигарха. Так, например, посредством закона не закрывают рот Контрольной палате. Налоговый груз богачей не может быть легче налогового груза бедняков. Там не проводят красных линий для платных парковок. Сегодня в Армении законно то, что вне закона. И наоборот: то, что регулируется законом, часто является незаконным.
2. Интеграция с экономическими, политическими и культурными европейскими ценностями. В этом контексте почти трехмесячная борьба, развернувшаяся на Майдане, не носила антироссийского или национального (бендерского) характера. Украинский народ четко преследовал цель реконструировать свой дом. Все видео, репортажи, статьи, которые якобы содержат факты о проявлении украинцами нетерпимости и национализма, лживы. Вообще украинцы толерантный народ. Со времен обретения независимости здесь не наблюдалось антироссийских, антитатарских, антиеврейских, антибелорусских, антипольских или антиармянских событий и/или выступлений. Неизвестны случаи убийств на национальной почве. В ходе трехмесячной борьбы, пожалуй, однажды (23 февраля 2014 года) был представлен неудачный законопроект о языке (им, в частности, области лишаются возможности путем референдума объявлять какой-либо язык вторым государственным) и звучали призывы присоединить к православной украинской церкви (Киевское патриаршество) некоторые монастыри, принадлежащие московскому патриаршеству той же православной церкви. На юге и на юго-западе страны не звучало антироссийских выступлений. На фоне всего этого, конечно, непонятна отправка войск в различные регионы Украины на основании защиты русского населения.
Однако совершенно иным вопросом является решение парламента автономной республики Крым от 6 марта 2014г. о проведении референдума по вопросу присоединения к РФ. По большому счету, Крым является автономной республикой на том основании, что 1.2 млн. из проживающего там 2-миллионного населения являются русскими. Это, конечно, другой вопрос. По-моему, русские Крыма поднимают вопрос самоопределения. Несомненно, они имеют на это право. Вопрос похож на карабахский.
Отличие в том, что крымские русские хотят не независимости, а желают быть в составе РФ. Как помните, 1 декабря 1989 года Верховный совет Армении одобрил заявление парламента Нагорного Карабаха и присоединил его к Армении. В дальнейшем исторический опыт показал, что правильнее провести референдум независимости (2 сентября 1991 года в Карабахе была принята Декларация, а спустя 3 месяца состоялся референдум). Это как будто позволяет подготовить почву с точки зрения переговоров с Азербайджаном. Не исключено, что эволюция политических событий в Крыме также потребует проведения еще одного (или нескольких) референдумов. Другое отличие в том, что в Крыме украинцы никогда и не пытались оказать давление на русских, коснуться их национальной идентичности. Более того, русский язык в Крыму имел статус государственного.
Что может произойти после 16 марта? Украина будет утверждать, что результаты референдума не имеют правовой основы, так как, согласно Конституции страны, география Украины может быть изменена только в результате референдума, организованного по всей стране. Русские же станут настаивать на том, что имеют право на самоопределение, как косовские албанцы, Шотландия или Каталония. В итоге дело дойдет до столкновения принципов самоопределения и территориальной целостности в соответствии с 3 возможными вариантами: статус Крыма не меняется, Крым становится неотъемлемой частью РФ и Крым имеет Конституцию и на конфедеративной основе существует вместе с Украиной и/или РФ. Причем, во всех случаях российские войска выводятся оттуда (в конце концов, Крым может иметь свою армию). Будущее армии неясно: что вооруженный отряд должен здесь делать? В городах полуострова (Симферополь, Ялта, Алушта, Алупка, Судак, Теодосия, Керчь) живут в основном русские. Относительно много украинцев (500 000 человек) в Коктебеле, Евпатории, Саки, Армянске и в селах восточной части полуострова, крымские татары (300 000) живут в основном в Бахчисарае и Джанкое, а также в степных селах. То есть здесь нет проблем, которые можно решить при помощи войск. В конце концов, победит компромисс», — написал Багратян.