В 2008 году произошло не столкновение между полицейскими силами и мирными демонстрантами, а захват государства действующей в то время властью. Этот захват был осуществлен не только с привлечением полицейских, но также вооруженных сил и с использованием ресурсов всего госаппарата. Об этом на пресс-конференции 20 мая заявил руководитель ванадзорского офиса «Хельсинкской гражданской ассамблеи» Артур Сакунц.
Вопрос совершенного в этот день преступления против человечества, по его словам, находится на повестке ряда международных органов. «По сей день на повестке находится внеочередной доклад второго Омбудсмена Армена Арутюняна о 1 марта, на представленные в котором вопросы ответов дано не было. На днях третий Омбудсмен затронул этот вопрос в своем годовом докладе, коснулся непроведения расследования событий 1 марта, было зафиксировано, что Специальная следственная служба, в отличие от 2012 года, когда обществу сообщили о процессе и результатах проведенного ими расследования, не представила подобной публикации в 2013-ом», — сказал правозащитник.
14 октября 2013 года организация отправила письмо в ССС с требованием предоставить информацию о расследовании, в ответ на которое Служба сообщила, что считает ее публикацию нецелесообразной.
«Мы представили конкретные предложения как в ССС, так и генеральному прокурору, о том, каких должностных лиц нужно допросить. Ответа генпрокуратуры мы не получили, а Следственная служба сообщила, что законодательной процедуры касательно предоставления заявителю информации о процессе следственных действий не предусмотрено», — сообщил Сакунц.
По его мнению, список лиц, которые несут непосредственную ответственность за совершение в Армении преступления против человечества, тех, кто скрывае, и соучастников необходимо пополнить новыми именами.
«Главное должностное лицо Армении, в свое время выступающее в качестве единственного мужчины [Роберт Кочарян], владел всем госаппаратом, следовательно, в этот список должен быть включен весь ресурс, в том числе губернаторы, более того, [информацию о том,] где они были, какие приказы получали и какие действия совершали. Очень интересно место пребывания и вопрос участия бывшего губернатора Сюникской области Сурика Хачатряна. Я не думаю, что без этого могли прекратить попытку уголовного преследования в отношении его сына и телохранителя.
Добавлю Рубена Айрапетяна, довольно сухим вышедшего из дела «Арснакар». Специальная следственная служба должна получить объяснения того, какую роль играл министр экологии, тогдашний вице-премьер, министр территориального управления Овик Абрамян, депутаты Арутюн Памбукян и Мнац Мнацаканян. Мы отметили имена [тогдашнего] министра обороны Микаела Арутюняна и начальника штаба Сейрана Оганяна, эти люди действовали не в одиночку, поэтому роль командиров корпуса превращается в вопрос для отдельного исследования: какие приказы они получали и выполняли». Сакунц выразил уверенность, что оперативный отдел Военной полиции вел видеосъемки всех событий, и ССС должна изучить эти видеоматериалы.
«Помните, когда СМИ распространили фото русского полковника? Недавно вице-спикер парламента [Эдуард] Шармазанов сказал, что ради прихода к власти необходимо пройти по улице Мелик-Адамяна [здесь расположен офис правящей Республиканской партии Армении]. Кстати, именно там и была размещена техника внутренних войск вместе с их персоналом, и мне интересно, находился ли этот полковник на отмеченной улице или в [гостинице] Марриотт. ССС попыталась выяснить, были ли в Армении другие эксперты, кроме этого полковника, особенно то, где они находились и какие действия совершали, как связаны с произошедшим.
Необходимо допросить не только командира Армии Обороны Карабаха, но и заместителя, командира отряда особого назначения. Также необходимо сообщить, какими силами в эти дни охранялись здания государственного значения», — заявил правозащитник.
Сакунц акцентировал внимание на том, что в ходе одного из митингов Левон Тер-Петросян особо отметил имя генерала Манвела Григоряна, после чего последний исчез странным образом, «кто мог оказать такое воздействие на генерала? Только Роберт Кочарян».
«Не считаю первого президента настолько наивным, чтобы полагаться на одного человека, следовательно, у этого человека были соратники. Кто они? Есть множество пунктов, имеющих важное значение, в случае выполнения которых ССС может совершить разоблачения. Как при вовлечении такого количества людей и сил не удается раскрыть содержание приказов? Сменились руководитель ССС, генеральный прокурор, президент, но сокрытие преступления 1 марта продолжается. Это то связующее звено, которое, к сожалению, на сегодняшний день является основным вызовом для нашего развития. До тех пор, пока это преступление не раскрыто со всем его содержанием и механизмами, будет оставаться чисто виртуальное 1 марта с 10-ью жертвами. Пока оно не раскрыто с точки зрения содержания, механизмов и не осуждено, этот механизм повторится, и у нас никогда не будет свободных, независимых выборов и того, что называют правовым государством». Правозащитник подчеркнул, что Специальная следственная служба обязана предоставить публичную информацию о действиях, совершенных для раскрытия преступления 1 марта, так как эти преступления совершались публично.
Напомним, что на следующий день после выборов президента, 20 февраля 2008 года, на площадь Свободы в Ереване пришли десятки тысяч граждан, несогласных с итогами голосования, сопровождавшегося вбрасыванием бюллетеней, препятствованием работе журналистов, избиением оппозиционеров. Демонстранты не покидали улиц до 1 марта, когда ночью тысячи полицейских напали на палаточный городок, в котором разместились протестующие.
Площадь была захвачена и блокирована. Спонтанный митинг начал собираться перед мэрией между посольствами Франции и России. Ночью людей окружили сотрудники правоохранительных органов, позже в город вошли подразделения армии. Граждан под покровом ночи разгоняли с применением оружия. 10 человек были убиты, сотни оппозиционеров арестованы и осуждены. На 20 дней было объявлено чрезвычайное положение. На это время была запрещена деятельность нелояльных к властям СМИ.