Главная / Армения / Кто и как задерживал армянина, умершего в азербайджанском плену

Кто и как задерживал армянина, умершего в азербайджанском плену

Репортаж Азербайджанской службы Радио Свобода из приграничного с Арменией села, где был задержан скончавшийся в неволе житель села Чинари Карен Петросян, распространялся также в армянском сегменте соцсетей. Фрагменты репортажа были представлены даже на армянском телевидении в качестве доказательства правоты «нашей» версии роста напряжения на границе и обстоятельств гибели мирных граждан и военнослужащих.

Представляем полную стенограмму сюжета.

Карен: — Нууу, нету…

Голоса: — Айа, почему войну затеваете?.. Почему армяне затевают войну?…

Текст журналиста: Задержанный в Товузском районе гражданин Армении Карен Петросян 8 августа скончался.

По сообщению Министерства обороны, причиной смерти гражданина Армении стала острая сердечно-легочная недостаточность.

Карен Петросяна 7 августа в селе Агбулаг (Աղբուլագ) Товузского района задержали местные жители.

Как сказала радио «Азадлыг» жительница села Фарида Нагиева, пришедший в её двор гражданин Армении попросил чаю.

Фарида: — Вот здесь у крана я мыла посуду, вдруг кто-то окликнул. Я спросила: Кто ты? Чего делаешь, чего надо? — Сказал: Чай, чай. – Я его языка не понимала, пошла позвала сына из дома, он спал. Говорю: Ай Риал, в наш дом пришел армянин. Говорит: Ай мама, как это армянин у нас дома? Сын стал расспрашивать: Чего надо, кто ты? Зачем мою маму, сестру пугаешь? – И пошел в его сторону. Тогда тот начал клясться богом, что у него нет оружия. Моя дочь по-русски спросила его имя, он сказал: Гардиян.

Журналист: Фарида Тагиева привела гражданина Армении в чайхану в центре села. Здесь его обезопасили сельские ребята.

Парень из села: — Я протянул руку поздороваться. Когда он подал руку, я скрутил её ему за спину, чтобы проверить карманы, а вдруг он вооружен. У него ничего не оказалось. Он сам поднимал ноги и показывал кроссовки, что, мол, у него нет ножа.

Журналист: Ниямеддин Мамедов говорит, что при себе у гражданина Армении никакого оружия не было и сопротивления людям не он оказывал.

Ниямеддин (за кадром): — В кармане у него был телефон 12-02. Простой телефон, похожий на наши телефоны. Им можно фотографировать, но считается простым. В телефоне были некоторые фотографии, люди в военной форме. Я спросил: Это ты? Он ответил: Нет, брат. То есть телефон принадлежал его брату. Но там были его фотографии в военной форме, машины ЗИЛ-131.

Журналист: Дом Фариды Тагиевой расположен напротив занимаемых армянскими постами высот. По её словам, между ними (домом и армянскими постами) нет постов азербайджанской армии.

Фарида: — Это пространство пусто. Поста нет. От одного до другого поста, наверное, больше 3 километров. Здесь на посту стоим мы… Армянин спокойно разгуливает (дословно — приходит-уходит). Никому нет дела, что село Агбулаг разрушается. Если бы я здесь не сидела, вот сейчас если возьму своего ребенка и уеду, это село опустеет, я стою на посту. Никто о нас не беспокоится. Говорю главе исполнительной власти, говорит, главное, чтобы был хлеб. Где мне взять этот хлеб? Говорю: Ай, глава исполнительной власти, ко мне в дом пробрался армянин. Говорит: Этого не может быть. Говорю: Пришел в мой дом. Я поймала его, мой ребенок поймал, соседа позвала. У меня просит чай, сигареты. Говорит: Не может быть.

Журналист: Селяне говорят, что постоянно находятся лицом к лицу с опасностью и, несмотря на то, что, по сравнению с другими, Агбулаг находится ближе всех к позициям армянских войск, село остается незащищенным.

Гияс Гасанов говорит, что их четыре брата из Агдамского района и все живут в разных селах Товузского района.

Гияс Гасанов: — Я вас прошу, почему тем трем селам предоставляется помощь, а Агбулагу – нет? Им дают шифер, доски – всё… А наши дома тут рушатся… А там наши земли – 75 гектаров – оккупированы. Что могу сказать?.. Я прошу наше государство, уважаемого президента оказать помощь нашему селу.

Сахиб Гяляндаров: — Это село ни статуса приграничного не имеет, ни льготы, ничего… Я как учитель географии, считаю, что этого села на карте Азербайджана не существует.

Журналист: Селяне обеспокоены тем, что гражданин Армении, названный Министерством обороны диверсантом, с легкостью перешел в их село. Они с нетерпением ждут, когда между их домами и армянскими постами будут установлены азербайджанские военные посты.

KD1

Ереванские медиа в оперативном порядке представили доказательства того, что Петросяна (на фото слева) переодели и переобули в военную форму, прежде чем в сопровождении вооруженных людей в масках перед камерами силой повести его к азербайджанскому генералу и поставить на колени. Примерно месяц назад карабахские силовики распространили видео, где вооруженные люди в масках несут скрученного гражданина Азербайджана, бывшего жителя Кельбаджарского района Дильгама Аскерова (на фото справа). В армянских СМИ его называют главой диверсионной группы. Он и еще двое граждан Азербайджана арестованы. О состоянии их здоровья неизвестно.

Официальный Баку настаивает на том, что арестованные Шахбаз Гулиев, Дильгам Аскеров (на фото) и убитый Гасан Гасанов не имеют отношения к Вооруженным силам страны. Армянская сторона отказывается предоставлять арестованным статус военнопленных.

Прокуратура Карабаха обвиняет их в шпионаже, незаконном пересечении организованной группой охраняемой границы Нагорно-Карабахской Республики без должного разрешения, незаконном ношении огнестрельного оружия и боеприпасов, похищении человека, применении оружия, убийстве на почве национальной ненависти, сопровождавшемся похищением человека, попытке убийства 2 человек на почве национальной ненависти.

Им инкриминируют похищение и убийство на территории Кельбаджара 17-летнего Смбата Цаканяна, расстрел 42-летнего майора Саргиса Абрамяна и ранение 37-летней Карине Давтян.