В последние годы резко сократилось количество продаваемого или экспортируемого из Тавушской области Армении свинины. Мясо дорожает, болезни недавнего времени приводят к падежу скота. В беседе с Epress.am скотоводы и торговцы мясом отметили 2 основные версии болезней. В Ереване отрицают обе версии.
В ходе совершенного две недели назад визита в Тавушскую область корреспондентов Epress.am удивили как цены на свинину, так и ее количество. На некоторых точках Дилижана свинину продавали по 4000 драмов (почти $10), что превышает даже ереванские цены. На территории, прилегающей к рынку города Иджеван, килограмм свинины стоил 3500, в некоторых селах – 3700 драмов. Встретившаяся журналистам в 3 селах и Иджеване минимальная цена – 3400др., однако к 13:00 часам мясо в этой точке закончилось, нового назавтра не ожидалось. Что странно даже для этого времени года, когда забой происходит меньше обычного: прежде в Тавушской области всегда можно было найти свинину. В одном из сел 3 пункта продажи мяса, но за неимением товара на положение 14:00 все они были закрыты.
Причина распространения африканской чумы: версия первая
По словам сельчан и продавцов, проблемы начались 6-7 лет назад, когда в области получила распространение африканская чума. Принудительно уничтожили большое поголовье скота, люди стали содержать меньше свиней. Помимо африканской чумы, противоядия от которой нет, существуют и другие болезни, к примеру, классическая чума, против которой свиней прививают в рамках госзаказа.
Сельчане отмечали 2 возможные причины распространения африканской чумы, первая из которых менее распространенная. Один из наших собеседников, в свое время занимавшийся свиноводчеством и отказавшийся от содержания свиней 4 года назад после падежа скота, говорит, что 7 лет назад министерство здравоохранения взялось за лечение леса, с вертолетов рассыпая в лесные зоны некое вещество. После этого сельские жители, содержащие свиней в лесу, наблюдали падеж скота.
Руководитель ветеринарного управления Государственной службы по безопасности пищевых продуктов Ованес Мкртчян отрицает связь между распространением болезней среди свиней и лечением лесов. В беседе с Epress.am он заявил, что эти мероприятия никак не связаны с болезнью и не могут быть возбудителем болезни. По словам Мкртчяна, официально в Армении зарегистрировали африканскую чуму в 2007 году, и эксперты выяснили, что она попала в страну через импортированный из Грузии корм. Руководитель управления объяснил, что лес имеет отношение к африканской чуме постольку, поскольку распространению болезни способствуют дикие свиньи, а также блохи, очень быстро заражающие свиней. В 2007 году в Армении принудительно уничтожили бескровным образом 30 тысяч свиней, чтобы зараза не распространялась дальше. С 2011 года, добавил Мкртчян, не было зарегистрировано ни одного случая лабораторного диагностирования африканской чумы.
«Мы тоже узнаем из разных мест, что есть, продолжается, но люди скрывают, и когда на место отправляется наш специалист, этой свиньи уже не бывает. Пытаются продать, чтобы избежать финансовых потерь».
Эксперт также сообщил, что в 2007 году правительство выплатило компенсацию за уничтоженных больных свиней, однако впоследствии по причине экономического кризиса 2008 года компенсации больше не было, и сельские жители, при малейшем сомнении, забивают и продают свиней.
Так как в Лорийской и Тавушской областях свиньи в основном содержатся в лесной местности, физически почти невозможно осуществлять контроль, утверждает Ованес Мкртчян.
Отметим, что болезнь не передается человеку от зараженной африканской чумой свинины.
В чем причина распространения африканской чумы: версия вторая
Сельчане также считают, что причиной болезней свиней в Тавушской области является корм – отруби, которые они получают из мукомольных комбинатов. Эту версию не раз озвучивали как на точках продажи мяса, так и занятые свинопроизводством лица.
По мнению многих, некоторые партии корма заражают намеренно, чтобы часть свиней сдохла. Люди начинают бояться, отказываться держать свиней, что, в свою очередь, предоставляет крупным импортерам возможность увеличить объем продаваемого на рынке замороженного мяса.
«Раньше у нас не продавали замороженное мясо, теперь оно уже есть на рынке, и покупатели тоже есть, потому что дешево», — сказал один из продавцов.
Широкое распространение получила версия, согласно которой, одним из крупных импортеров замороженного мяса является депутат от правящей Республиканской партии Армении, олигарх Самвел Алексанян, которому может быть выгодна такая ситуация с местным мясом. В Тавушской области много частных лиц, содержащих свиней, и мало крупных ферм, людей в этом бизнесе много. Сейчас идет процесс монополизации.
Житель Иджевана заявил, что в последние годы, после африканской чумы, многие уже перестали содержать свиней в лесу и вынуждены кормить их отрубями. У нашего собеседника обоснованные, по его словам, сомнения по поводу того, что его свиньи сдохли из-за купленного корма, так как его сосед приобрел корм из той же партии и свиньи также заразились. Свиньи соседа, купившего корм из другой партии, невредимы.
Ованес Мкртчян отмечает, что корм может заразить свинью, потому что люди дают животному всякие отходы, лишь бы оно ело, и во всем этом может быть возбудитель.
Однако, по его словам, исключено, чтобы инфекция была в корме, произведенном мукомольным комбинатом.
«Если это производство [комбината], я исключаю заражение отрубей, потому что их упаковывают, обрабатывают и так далее. Как госчиновник, в эту версию я не верю, потому что не вижу в этом цели, а потом – откуда у них эта зараза? У них не может быть возбудителя, он содержится в специальных условиях, в лабораториях. Я повторяю: люди могут покупать дешевые отходы, к примеру, от виноделия, ресторанные отходы. Угроза там», — сказал руководитель ветеринарного управления Государственной службы по безопасности пищевых продуктов Ованес Мкртчян.
Свинина и экономика Армении
В середине августа в Тавушской области практически прекратились разговоры о перестрелках на границе, ставших основной темой в начале месяца. Два дня подряд обсуждался вопрос свинины и общее экономическое состояние области.
Вечер в иджеванском кафе. Наши собеседники пытаются объяснить, в каком тяжелом положении оказались жители сел и городов области.
«Я не исключаю, что отруби могли отравить намеренно. Мы живем в Армении, возможно все, — сказал один из них. – Но если и это отставить в сторону, чем дальше, тем невыгоднее содержать свиней. И вообще, делать что-либо в Иджеване или в селах области. Люди боятся держать свиней в лесу, а в закрытых условиях нужно покупать корм. В какой-то период мешок отрубей стоил 4500-5000 драмов [$13], а мешок, ты знаешь, все равно, что мука, никогда не бывает 30 килограммов, 27-28. Сейчас отруби подешевели [2500-3000 драмов], но содержащих свиней становится все меньше, а цена на мясо растет. Поросенок тоже подорожал. И даже если заражают ненамеренно или на самом деле подобного не происходит, почему гражданин Армении должен этому верить, если видит, что подделывают водку, конфеты, об этом знают все и ничего не меняется. Если это не касается вопроса свинины, нетрудно поверить, что [Самвел] Алексанян или кто-то другой хочет создать монополию или продавать побольше замороженного мяса. Нам известна история с мясом ягненка, Сашик Саргсян [брат президента Армении] монополизировал бизнес и цены взлетели, мясо экспортируют в Иран».
Другой наш собеседник сообщил, что и он в свое время занимался свиноводчеством, одна из двух свиней составляла чистую прибыль. «Теперь я этим не занимаюсь. Многие не станут. Жизнь дорожает, доходы людей – сокращаются, с другой стороны — налоги. Люди думают: поеду на заработки заграницу, помучаюсь 4 месяца на стройке, вернусь и буду год жить на эти деньги. Многие теперь так думают. Есть села, 80% населения которых уехало на заработки».
На следующий день, возвращаясь в столицу, мы подошли к мясной лавке. Еще полдень, а товара было мало. «Мяса очень мало. По-моему, во всей Тавушской области мяса хватит на месяц. Будь у людей деньги и покупай они, как прежде, мяса бы вообще не было», — сказал продавец.