Если сразу после того, как 12 ноября в Карабахе был сбит армянский военный вертолет, Минобороны Армении устами пресс-секретаря пообещало Азербайджану “болезненные последствия”, то спустя восемь дней глава военного ведомства говорил о “дипломатических путях” разрешения ситуации.
Тела трех пилотов до сих пор находятся в зоне между боевыми позициями армянской и азербайджанской армий. Официальный Баку не позволяет международным наблюдателям посетить место падения вертолета, ВС Азербайджана держат зону под постоянным обстрелом.
Минобороны Карабаха заявило, что армянские войска не причастны к гибели солдата-срочной службы азербайджанской армии, о котором накануне сообщило Минобороны Азербайджана. Передавалось, что 20 ноября в 12:45 в результате обстрела с армянской стороны, на посту был убит 19- летний Рустам Азизов. Место инцидента не уточнялось.
Пресс-секретарь карабахской армии Сенор Асратян по этому поводу заявил, что режим прекращения огня периодически нарушается азербайджанской стороной, тогда как их противник реагирует “лишь в очень крайних случаях”. Что касается возвращения тел членов экипажа сбитого армянского вертолета, то, по словам Асратяна, азербайджанские ВС продолжают интенсивный обстрел зоны крушения.
По данному поводу 20 ноября с журналистами пообщался министр обороны Сейран Оганян: “Сегодня мы направили наши усилия на решение вопроса дипломатическим путем, потому что считаем, что наши соседи поймут, что, в конце концов, в соответствии с международными гуманитарными нормами, должен быть обеспечен доступ к месту падения вертолета, даже если бы это было местом военных действий, после них должно быть разрешено изучение этого места и оставшихся там останков и их перемещение. Другие варианты всегда остаются в силе, но пока наши усилия направлены на решение вопроса дипломатическим путем”.
Степанакерт, в свою очередь, отреагировал на предложение Баку обменять тела летчиков на арестованных в июле и обвиненных в диверсии граждан Азербайджана. Пресс-секретарь президента Карабаха Давид Бабаян в беседе с “Радио Азатутюн” заявил, что исключает обмен Дильгама Аскерова и Шахбаза Гулиева на тела членов экипажа сбитого вертолета.
Предложение об обмене было, в частности, озвучено дупутатом Милли Меджлиса Эльманом Мамедовым: “Для освобождения наших граждан из армянского плена возникла хорошая возможность, и власти Азербайджана должны воспользоваться этим шансом. Армянская сторона с целью возвращения тел погибших армянских пилотов уже обратилась в Международный комитет красного креста и другие международные организации. Я предлагаю властям Азербайджана обменять погибших армянских пилотов на двоих азербайджанских пленных, которые находятся в Ханкенди, где над ними идет незаконный суд, и они подвергаются пыткам. Уверен, что власти Азербайджана поступят именно так”.
По утверждению правоохранительных органов Нагорного Карабаха, Шахбаз Губиев и Дильгам Аскеров, а также убитый при задержании (официальная версия) Гасан Гасанов обвиняются по ряду статей, в частности, в убийствах 17-летнего жителя Кельбаджара Смбата Цаканяна и армянского офицера Саркиса Абраамяна, а также в нанесении тяжелого огнестрельного ранения 37-летней Карине Давтян. Суд над ними проходит в Степанакерте, в адвокатах у них местные армяне, переводчик с азербайджанского и обратно им не предоставлен, свою вину они не признают.
Отец убитого подростка, Мехак Цаканян, также заявил “Радио Азатутюн”, что категорически против этого обмена.