Последние месяцы на востоке Турции происходят военные действия, в результате чего резко ухудшилась ситуация с правами человека. Сложившееся положение в беседе с Epress.am обрисовал публицист, профессор юриспруденции Гюнал Куршун.
Противоборствующие стороны – турецкое правительство и Курдская рабочая партия (PKK), признанная в Турции террористической. По словам Куршуна, за нынешнюю ситуацию ответственны обе стороны: они не готовы найти решение путем мирных переговоров.
«Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган – диктатор, его кумир – президент РФ Владимир Путин, и пусть никого не вводят в заблуждение существующие сегодня противоречия между двумя странами. На самом деле Эрдоган стремится создать модель, созданную Путиным в России. Он намеренно обострил ситуацию на востоке, чтобы впоследствии оказать давление на PKK. А последние, на мой взгляд, настоящие террористы, которые не хотят складывать оружие, чем очень хорошо пользуется Эрдоган. Ни одна из сторон не хочет мира», — заявил Куршун.
Теоретически, считает собеседник, Демократическая партия народов (HDP) может считаться политическим крылом PKK, но на деле это не так, потому что HDP не однородна: партия объединяет множество разных с идеологической точки зрения групп. В частности, говорит публицист, Демократическая партия народов состоит не только из курдских националистов, но также из изламистов, которые, судя по идеологии, должны были вступить в руководимую Эрдоганом исламистскую партию «Справедливость и развитие», а с HDP они только из-за своей национальности.
«Выходит, что в данный момент HDP — не политическая партия, а этническая, к которой присоединились национальные и религиозные меньшинства Турции. Цель у них неплохая: стать политической силой, занимающейся проблемами всей Турецкой Республики и объединяющей людей с разными политическими взглядами, способных руководствоваться идеологией либерализма. Эта модель, однако, пока не работает. В частности, в ситуации, когда на востоке страны правительственные силы ведут вооруженную борьбу против PKK, HDP справедливо призывает власти сложить оружие, но не призывает к этому PKK. Если бы HDP вела такую политику, партия получила бы большое содействие и со стороны турецкого общества. Идеология HDP не срабатывает именно по вине курдских вооруженных групп, потому что они не готовы сложить оружие, а Эрдоган постоянно создает ситуацию, при которой они хотят использовать это оружие».
Эксперт рассказал, что прогремевшие в Турции в течение последних месяцев взрывы – в Диарбекире, Суруче, Анкаре и Стамбуле – усугубили кризис и в стране сложилась атмосфера террора. Еще месяц назад боевики молодежного крыла PKK контролировали значительные части городов и регионов с преимущественно курдским населением, — Джизре, Диарбекир, Муш, Ширнак, — однако за месяц правительственные силы начали широкомасштабные военные действия в этих местах, и теперь в основном контролируют ситуацию.
«Очевидно, что в подобной ситуации так отреагировало бы любое государство, любая госструктура. Могу сказать, что в настоящее время большая часть населения поддерживает действия Эрдогана. Это была политическая победа президента Турции, но мы многое потеряли с точки зрения прав человека.
Комендантский час, применение оружия всегда приводят к нарушению прав человека. Например, одна 60-летняя женщина в Джизре, где объявлен комендантский час, хотела пойти к соседке, и выйдя из дома, была убита снайпером. Родные неделю не могли выйти на улицу и занести ее труп домой. Когда они выходили, по ним начинали стрелять. Представьте, ваша убитая мать лежит на улице и вы не можете к ней подойти. Это атмосфера террора.
Представьте, как к этому относится местное население. И Реджеп Тайип Эрдоган пытается это все легитимизировать. У него свои политические приоритеты: он хочет превратить Турцию в президентское государство, и уже поговаривают, что могут состояться новые парламентские выборы, чтобы партия Эрдогана получила абсолютное большинство», — сказал Куршун.
Прогнозируя развитие событий, юрист выразил мнение, что в течение ближайших 2-3 месяцев на западе сохранится сложившаяся напряженная ситуация. Мирное курдское население, считает он, поддерживает PKK не полностью, так как люди не могут зарабатывать в ситуации войны.
«В старом городе Диарбекир, в районе Сур, закрыты все магазины, люди не могут работать из-за взрывов и выстрелов. Если бы HDP выступила с инициативой и призвала PKK сложить оружие, у правозащитников также появились бы достаточные основания обратиться к правительству с тем же призывом, даже оказать давление на власти. Но в данный момент я не вижу свет в конце тоннеля. Нового развития событий можно ждать, вероятно, через 2-3 месяца», — заключил собеседник.