Заключая соглашения с жителями села Хачик Вайоцдзорской области Армении, сотрудники кредитных организаций «Арегак» и «Финка» Варос Саргсян и Эдвард Овсепян знали, что целевой сельскохозяйственный кредит фактически будет передан владельцам одного из местных магазинов, супругам Алвард Искандарян и Арсену Мнацаканяну. Об этом Epress.am сообщил адвокат 17 сельчан Ашот Апресян. Множество кредитов оформлено на имена порядка 100 человек. С августа 2015-ого супруги перестали погашать кредиты, и теперь сельчане вовлечены в различные судебные процессы. Общий объем долга составляет 130 млн. драмов (порядка $270 270).
Ранее представитель «Финка» в беседе с Epress.am отрицал, что кредитный эксперт знал, кому перейдет целевой кредит.
««Арегак» и «Финка» выделяют целевые сельскохозяйственные кредиты для развития сельского хозяйства. И так как кредитные эксперты заранее знали, что кредит получат не сельчане, они обязаны были отказать», — заявил Апресян.
Хозяева, по его словам, пригласили сельчан в магазин, где, в присутствии кредитного эксперта, и были заключены договора.
«Имеющиеся у меня иски свидетельствуют о том, что никто из них лично не обращался в кредитную организацию ради получения кредита. Напротив, сотрудники кредитной организации прибыли в магазин Алвард, которая позвонила конкретным гражданам, пригласила в магазин, где, в присутствии сотрудника кредитной организации, предложила взять кредит и отдать его ей. Естественно, с этого момента сотрудник кредитной организации был в курсе, что в кредитном заявлении записаны фальшивые данные. Заявление на получение кредита заполнялось либо Алвард, либо гражданами, которые брали кредит, но писали они под диктовку Алвард», — заявил адвокат.
В соответствии с процедурой заполнения кредитного заявления, одна страница была заполнена кредитным экспертом. «На этой странице они написали, сколько у граждан пассивов и активов. То есть, какие у них обязательства и доходы. Изучив эти данные, они принимали решение о том, способны ли граждане погашать кредит. В случае с несколькими гражданами пассивы и активы записаны неверно: активы раздуты, пассивы приуменьшены. К примеру, на человека, не имеющего машины, ее записали, не имеющему трактор приписали трактор», — продолжает собеседник.
Апресян занимается 17 делами, и, по его словам, в двух случаях в документе стоит подпись другого человека. «Супруг Мены Григорян не подписал рекомендательное письмо, однако кто-то сделал это вместо него. В связи с этим уже заведено уголовное дело».
Апресян прокомментировал утверждения представителей кредитных организаций о том, что эксперты не знали, кому на самом деле достались деньги.
«Их адвокат [кредитных организаций] говорит, что они не знали, но уже доказано, что до 15 августа 2015 года все эти кредиты – человек на 60-70 – были отданы Алвард и Арсену. Этого не отрицают и супруги. Кроме того, возникает вопрос: если сотрудник кредитной организации не знает, что кредиты будут отданы другому человеку, почему они идут в магазин Арсена и берут у него сумму на погашение этого кредита? Скажем, если он знает, что кредит был выдан Наире Оганян, почему он идет и каждый месяц берет деньги не у Наиры, а у Алвард Искандарян? Квитанции об оплате у Алвард и Арсена».
По словам Ашота Апресяна, ответственность за погашение кредита не может лечь только на жителей села Хачик.
«С первого взгляда может показаться, что гражданин обманул сотрудника кредитной организации: взял кредит и отдал его кому-то. И если он не может погасить кредит, это проблема данного гражданина. Но если сотрудники кредитной организации договорились с человеком и говорят кому-то «возьми кредит, отдай этому гражданину», естественно, это обязательство должно лечь на сотрудника кредитной организации и того, с кем он договорился», — заключил Апресян.