Острые дискуссии последовали за решением министра обороны Грузии Тины Хидашели (на фото) отменить обязательную службу в вооруженных силах страны. Тем временем юношей продолжат призывать другие силовые ведомства. Одни обвиняют министра в предвыборном популизме, другие – в некомпетентности, пишет “Эхо Кавказа”.
Многие из тех, кому еще не исполнилось 27 лет, успели и порадоваться, и огорчиться. Призывать граждан продолжат и МВД, и Служба госбезопасности, и Министерство по исполнению наказаний и пробации. Не будет только Минобороны. Таково решение его главы – Тины Хидашели.
При этом она заявила, что в случае несогласия следующий министр сможет его отменить. “Мы сказали, что с 2017 года в Вооруженных силах Грузии не будет призывников. У этого есть очень простая причина – вооруженным силам не нужны силой приведенные военнослужащие. Служба в Вооруженных силах Грузии престижна, и никого не нужно заставлять быть солдатом своей страны”.
Председатель парламентского комитета по обороне и безопасности Ираклий Сесиашвили не согласен с главой Минобороны и говорит, что она не согласовала этот вопрос ни с премьер-министром, ни с президентом, ни с Совбезом. “У нее, возможно, есть право не призывать, но она не должна вмешиваться в сферу политики обороны. Поскольку это должен решать парламент. Как минимум в Конституции написано, что все граждане являются военнообязанными. Это часть политики, и она не может менять политику, но может на каком-то этапе отказаться от призывников, исходя из того, нужно ли ей укомплектовывать состав или нет. Из этого общего анализа у меня складывается впечатление, что это ее заявление служит узким политическим интересам, это часть политического пиара. Тем более что она, возможно, покинет свой пост через две недели”, – сказал Сесиашвили, имея в виду возможное участие Тины Хидашели в парламентских выборах от Республиканской партии.
Кроме того, политик отметил, что приказ главы Минобороны может быть отменен премьер-министром. Георгий Квирикашвили считает, что вопрос упразднения обязательной службы в вооруженных силах необходимо обсудить на заседании правительства и Совета безопасности. Премьера поддержал и президент страны Георгий Маргвелашвили.
Новый политический центр “Гирчи” в конце прошлого года пытался поставить этот вопрос в парламенте, но не смог заручиться поддержкой депутатов. В то же время один из лидеров “Гирчи” Гога Хачидзе говорит, что они добивались полной отмены обязательной службы в стране: “75% призывников забирают в караульные и сторожа на разные объекты – в департамент по исполнению наказаний, например, а часть – около 25% – в армию. Сейчас Минобороны объявило о том, что это ведомство не будет набирать призывников. Теперь все сто процентов призывников пойдут сторожами и караульными как бесплатная рабочая сила”.
Военный эксперт, генерал Амиран Салуквадзе утверждает, что министру следовало “посоветоваться со знающими людьми”: “Нам не нужны в армии люди, которых привели силой – такой подход неверен. Зависит от ситуации. Когда ситуация кризисная или военное положение, – мы же не спрашиваем у граждан, хотят они войны или нет. В решении министра для меня наиболее неприемлемо то, что она приняла его, будучи неподготовленной, без общественного спектра, экспертного сообщества, без полноценного анализа. Так спешно принимать такие решения нельзя, тем более что в этом не было такой необходимости”.
Прошлой весной Минобороны призвало около пятисот человек, этой – в два раза больше – около тысячи. Всего в 2016 году на обязательную службу поступило до трех тысяч призывников.