«В 2015-ом армянские суды не рассмотрели ни одного дела по статье «пытки», — на встрече с журналистами в среду, 29 июня, заявил адвокат Айк Алумян.
По его словам, в целом армянское общество безразлично к случаям применения пыток представителями правоохранительных органов. «Ясно, что эти случаи должны быть раскрыты Специальной следственной службой. Но также необходимо, чтобы о пытках заявляли те, кто подвергся им. Мне удается убедить продолжать борьбу одного из 10 подвергшихся пыткам».
Адвокат напомнил, что выиграл 3 дела о пытках в Евросуде по правам человека, однако эта цифра могла быть втрое больше, если бы его подзащитные шли до конца.
«Наше общество терпимо к пыткам. Общество не осознает, что на месте этих людей мог оказаться каждый. Когда арестанта подвергают пыткам, говорят «поделом, стоило и избить». Когда говорится, что в камере на 8 человек содержатся 15, общество это не потрясает, оно говорит: пусть поживут в нужде».
С точки зрения отношения к пыткам армянское общество, продолжает Алумян, отстает от грузинского: «Когда до выборов 2012 года в Грузии появились видеоматериалы с пытками в тюрьме, общество высказалось очень резко. Уверяю, что у нас такая же ситуация в тюрьмах, если не хуже. И думаю, если раскроется, что происходит в местных уголовно-исполнительных учреждениях, вероятно, наше общество воспримет это очень спокойно».
Айк Алумян высказался и об отношении судов к пыткам. «Во многих случаях пытками добиваются показаний, которые ложатся в основу обвинения. И понятно, что в судах существует спрос на такие показания, значит, добиваться их будут любыми способами, пытками. Суды ни в коем случае не должны использовать сомнительные показания».
Он вспомнил случай, когда судья проявил «положительное отношение» к пытке.
«В 2003 году судья суда общей юрисдикции Сюникской области Лерник Атанян сказал, что пытки над военнослужащим, подсудимым Мишей Арутюняном применялись с целью установления истины. После инквизиции в Европе еще никто не позволял себе таких высказываний. Но этот судья оставался на своей должности. А судью Самвела Мнацаканяна уволили, так как он освободил под залог заключенного, который, как выяснилось впоследствии, не совершал преступления. Фактически, наши судьи, вынося решение в пользу человека, могут лишиться должности, но не когда оправдывают насилие», — заявил Алумян, подчеркнув, что к Лернику Атаняну всего-навсего применили дисциплинарное взыскание.