Министерство охраны природы против того, чтобы программу Амулсарского золотого рудника оффшорной компании «Лидиан Армения» подвергли новой независимой экспертизе. Об этом во вторник, 18 апреля, в Апелляционном суде заявила представитель министерства Рузанна Пилоян. Новой экспертизы требуют жители прилегающего к Амулсару села Гндеваз Котайкской области и экологические организации «Экоправо» и «Эковек».
По словам Пилоян, оспариваемое положительное заключение Оценки воздействия на окружающую среду было основано на экспертизе, более недействительной, так как после провели новую.
Судья Карен Зарикян:
— А какие изменения включены в новое заключение, по-вашему, отличные от прежних?
Рузанна Пилоян:
— Внесены основополагающие изменения, проект усовершенствован, проявлен более серьезный подход к проблемам окружающей среды.
К представителю министерства присоединилась привлеченная в дело в качестве третьей стороны компания-эксплуататор рудника «Лидиан Армения». Компания пошла еще дальше, требуя закрыть административное производство, так как оспариваемого заключения больше нет.
Представитель истцов Айк Алумян попросил заметить, что они оспаривают не заключение экологической экспертизы, а выданное на его основе разрешение на использование недр. По словам адвоката, заключение является лишь доказательством, послужившим основанием для вынесения административного акта.
Суд отклонил ходатайство «Лидиан Армения» о закрытии дела.
Представитель компании продолжал высказываться против проведения новой экспертизы.
«Неукоснительно соблюдено не только законодательство Республики Армения, но и стандарты крупных инвесторов – компании Международная финансовая корпорация и Европейского банка реконструкции и развития, — которые, как правило, строже и более комплексные», — заявил адвокат компании Саят Бадалян.
Истец Артур Григорян напомнил, что представленный горнопромышленником отчет нужно отделять от заключения министерства. Истцы, по его словам, оспаривают заключение данной структуры и выданное на его основе разрешение, а не заключение «Лидиан Армения».
«Наша задача – четко отделить одно от другого. Люди, которые провели государственную экологическую экспертизу, не соблюли предусматриваемые законом процедуры, не коснулись рисков, к которым может привести данный проект», — заявил Григорян.