Главная / Рынок / Почему опыт Дакоты неэффективен для месторождения в Армении

Почему опыт Дакоты неэффективен для месторождения в Армении

Несмотря на многолетнюю борьбу экологов и местных общин против программы эксплуатации Амулсарского рудника, в скором времени эксплуатирующая компания начнет строительные работы, таким образом, Амулсар превратится во вторую крупнейшую горнорудную программу в Армении после каджаранского медно-молибденового месторождения. Ежегодно здесь будет перерабатываться 10 миллионов тонн руды. Эксплуатирующая Амулсар компания «Лидиан» заверяет, что сделает все «по международным стандартам». Данное заявление, однако, не обнадеживает экологов, так как в соответствии с теми же «международными стандартами» эксплуатируется и Тегутское месторождение, о размере экологического вреда которого говорит вид реки Шнох: она превратилась в канализацию рудника.

18 января состоялось общественное обсуждение по Амулсару, приглашение на участие в котором отклонили представители как «Лидиан», так и министерства здравоохранения. Правительство, в свою очередь, не ответило на заявления экологов. Это не удивило эколога Левона Галстяна, учитывая, что министерство даже не сделало независимого заключения по представленным компанией программам: оно законспектировало их и представило в качестве своей позиции.

«Правительство подкупили, правительство бездействует, не выполняет своей работы, и не позволяет, чтобы мы, как граждане, привлекли его к ответственности при помощи судебной системы», — высказалась эколог Анна Шахназарян.

Инга Зарафян, в свою очередь, рассказала, что с 2011 года «Лидиан» представляла программу эксплуатации одной территории, но с годами программа расширилась и теперь Амулсар приобрел три территории, тем самым вырос и экологический риск. Причем, на одной из территорий они намереваются построить цианидовый завод всего в километре от села Гндеваз. Одной из основных проблем Зарафян считает непризнание многих окрестных общин зоной прямого воздействия, кроме того, здесь не проводили общественных слушаний, к примеру, в Севане и Джермуке (расположен в 12км. от рудника).

Корреспондент Epress.am поинтересовался о методах предотвращения реализации программы, напомнив об американском Штате Дакота, строительство нефтепровода в котором прекратилось после борьбы местных жителей, которая длилась месяц. По мнению Шахназарян, в Дакоте люди боролись, не имея иного выхода, а в Армении выход есть всегда – эмиграция. «Социальное положение таково, что народ не в состоянии думать об экологическом вреде. Как сказал крестный отец Амулсара, бывший премьер Тигран Саркисян, пусть эмигрируют, им, что, оставаться, чтобы совершить революцию? В Гндевазе люди продают дома, вырубают сады и уезжают».

По словам Инги Зарафян, местные общины, тем не менее, не оставались равнодушными и старались предотвратить эксплуатацию месторождения: «Только в Гндевазе собрали 200 подписей, а это большая цифра для маленьких общин, они боролись против своего сельского главы. Цивилизованными методами».