Несколько лет назад в церквах можно было купить свечу по цене 5 драмов ($0.01). За последние 10 лет цена [на самую дешевую из свеч] поднялась до 60 драмов. Как пишет газета «Грапарак», причиной послужила монополия на рынке свечей, которой владеет Первопрестольный Эчмиадзин, и желание получать прибыль от продаж.
«Продажа свечей – один из источников дохода Армянской апостольской церкви. Свечи производятся в литейной у монастыря Гаянэ, затем распространяются по всей Армении. Верующие свято верят, что произведенная церковью свеча лучше, так как ее освятили. Это дает бизнес-преимущество Святому Эчмиадзину перед продающими свечи близ церквей Святого Эчмиадзина конкурентами – дедушками и бабушками. Сложно подсчитать количество свечей, продаваемых ежегодно в каждой из церквей. Первопрестольный Эчмиадзин не представляет публичных отчетов, не выдает чеки за проданные свечи и не платит налогов. Однако динамику рынка свечей рассчитать можно», — отмечает издание.
Пресс-секретарь Католикоса Ваграм Меликян не стал говорить с корреспондентом о подорожании. «Он сказал, что находится за рулем, перезвонит, и обманул, что неудивительно в случае с пресс-секретарем Гарегина Второго. Нас «спасла» поисковая система «Гугл», где мы нашли официальную позицию Эчмиадзина: «Зажжение свечей – благочестивая традиция. Это пожертвование каждого сына армянского народа церкви. Стоит отметить, что зажжение свечей, помимо своей символичной стороны, является источником дохода для Первопрестольного Эчмиадзина и епархий. Поэтому подорожание свечей вытекает не только из экономических расчетов. Образовавшуюся таким образом сумму церковь направляет на свои нужды, осуществляет различные социальные программы, организует сохранение церквей».
Согласно «Грапарак», церковь устанавливает цены по своему усмотрению, исходя из своих нужд. Священнослужителям, пишет автор, выдавался случай пожаловаться на то, что из-за эмиграции продажи уменьшились.
«На прошлогодней встрече с представителем светской власти, губернатором Лорийской области Артуром Налбандяном предводитель епархии Гугарац, архиепископ Сепух Чулджян говорил об эмиграции и социальном положении сел, а бухгалтер епархии упомянул о финансовом кризисе, возникшем по причине неплатежеспособности людей, уменьшения продаж свечей и сокращения объема денежных переводов из заграницы, сказал, что это имело воздействие на привычную жизнедеятельность епархии», — заключило издание.