Главная / Аналитика / Исламизм — это национализм Ближнего Востока

Исламизм — это национализм Ближнего Востока

Надеюсь, что в последний раз возвращаюсь к этой теме. В 20 лет я бы засмеялся от мысли, что в 27 лет невольно буду выступать адвокатом какой-нибудь религии. Сейчас, пытаясь провести грань между религией и политическими процессами, ощущаю себя адвокатом убийцы и вора, но которого обвиняют в педофилии. Всем известно, что убийца и вор — это та еще мразь, но твоя задача заключается в том, что подсудимого не наказали за то, чего он не совершал. Установить правильную Kausalität. Ужасное ощущение двойственности ситуации, я вам скажу.

Я презираю религии, христианство и ислам, в частности. И уверен, что мир без религий был бы хоть немножко лучше. Но для меня очевидно, что когда человек пытается объяснить всю сложность ситуации буквой какой-либо религии — это симптом слабоумия. С позиции этой религии или против этой религии — это одно и то же.

Расскажу вам историю. Мой кузен, азербайджанец, часто встревал со мной в споры о природе преступности. Ламброзо отдыхает по сравнению с его убежденностью в склонности к насилию (сейчас, к счастью, он изменил взгляды). Как типичный азербайджанец, у него типичное ироничное отношение ко всем вопросам. Аллах для него — это образ в анекдоте, Магомед хорош для него, если этот Мага из Дагестана, но он собирается сыну сделать обрезание — «в медицинских целях», а на поминки идет, проводит характерное действие при «аминь», ибо «это традиция». Типичный азербайджанец. Но вся его ирония пропадает, как только речь заходит о терроризме. В ходе одного из наших бесчисленных споров, он привел в пример своего одногруппника из универа. Парень — сын жертвы теракта в бакинском метро в 90-ых. Для него «армяне» и «терроризм» — это неразрывная связь (хотя именно во взрывах в метрополитене 94 года Армения выступала заказчицей, исполняли, если не ошибаюсь, «Садвал»-овцы). На мой ответ про османские корни армянского терроризма кузен (от имени того парня, я так и не понял, было ли это у них обсуждением) зачитал список армянских терактов в советской Москве и Баку 70-ых, против мирных людей. Для них армяне, арабы (арабофобия азербайджанцев — это тема для отдельной диссертации, считаю) и терроризм — это взаимосвязанные явления.

Логика приблизительно такая же: если армянину (=мусульманину) с утра до ночи вбивают в голову о том, что враг бомбит, режет и убивает, то он сам начнет убивать. Проблема заключается в том, что порой истерия имеет объективные предпосылки. В случае с мусульманами Ближнего Востока, в частности.

Когда идет война, существующая иерархическая система, находящаяся под угрозой, включает систему ценностей для отражения угрозы. В нерелигиозной стране (типа Азербайджана, например) в ход идет национализм, патриотизм и прочая фигня. В стране, где массы под влиянием религии, то отражение угрозы воспринимает язык доступной риторики — этой самой религии. Когда бомбят твой дом в Багдаде, то вряд ли ты будешь вдаваться в «Капитал» Маркса. Ты станешь апеллировать к Корану, ведь Ахмед, что по ту сторону улицы живет, помнит, как и ты, что есть «неверные». Они не христиане, ибо в Коране христиане — «люди Писания», т.е., им отведено место в раю. Но идет война, есть ли кому дело до Корана? Будь то CNN, или мулла из деревни, все знают, что идет война. А война без пропаганды — это даже смешно себе представить тому же Ахмеду или Ашоту, у которого память историческая.

Воюющий воспримет тот язык, тот понятийный аппарат, который отвечает запросу. Курд в Турции шел за марксизмом, как и уйгур в Китае, уходя в «Красный Туркестан». При том, что уйгур, как и многие курды, — мусульманин, но он буквально вчера уходил в марксизм, где аллаху места нет,обосновывая тюркский сепаратизм в Китае. Я азербайджанцев Ирана даже не буду приводить в пример, ибо этот народ — торжество внутреннего антиисламизма.

Ислам сам по себе не обуславливает терроризм. Ислам дает язык и легитимацию для конфронтации. Как и национализм. Как и либерализм. Как и марксизм или анархизм. Ислам — язык войны региона, где идет война, но не ислам эту войну начал. Наличие в ИГИЛ террористов из разных стран — это то же самое, как интернациональные бригады в Испании в ходе войны собирались. Солидарность с корнями конфронтации нельзя путать.

Ислам — не есть подлинная причина того пиздеца, что творится.

К.Л.