«Я здесь еще не жил нормальной жизнью, у меня ничего нет, кроме больной матери», — говорит один из пострадавших во время рейда мужчина по имени Руфат. Свое настоящее имя он называть прессе отказался — по понятным причинам. С Би-би-си он общается по телефону. Он плачет и очень напуган: «У меня тоже есть право на жизнь», — говорит он.
«22 сентября постучали в дверь, — вспоминает Руфат. — Мы не открыли, так как знали, что одного из наших друзей уже задержали. В квартире нас было двое. Я посмотрел в глазок и увидел много полицейских и еще одного моего друга в наручниках».
По словам Руфата, когда он открыл дверь, полицейские сразу надели на них наручники, а на просьбы объяснить причину рейда, ответили, что «не обязаны перед ним отчитываться».
Всех задержанных, как рассказывает Руфат, отвезли в отделение полиции и развели в разные комнаты для допроса: «Допрашивали, какой деятельностью занимаетесь. Я честно им сказал, что я артист».
В полицейском участке троих задержанных спустили в подвал и вновь развели по разным камерам, где Руфата продержали несколько дней, в какой-то момент потребовав, чтобы он указал на других своих друзей-геев.
«Привели одного моего приятеля, с которым я иногда виделся, — я сделал вид, что его не знаю», — говорит он.
Все это время, по словам Руфата, его мать не знала, где он находится, и думала, что он пропал. Позвонить домой молодому человеку разрешили только перед самым освобождением.
По его словам, одного из друзей освободили сразу, в первый же день, но сам он находился в заключении четыре дня, а еще один из его приятелей до сих пор сидит в том подвале. Руфат рассказывает, что в полиции его избивали, а кроме того, ему известно еще о нескольких десятках подобных задержаний.
«Началось все не сейчас, а 10 дней назад, вечером, когда в течение двух-трех часов задержали несколько десятков человек — гомосексуалов и транссексуалов», — рассказывает ЛГБТ-активист Фарид.
«Ловили в тех местах, где они обычно собираются и встречаются — некоторых просто жестоко били и отпускали, других везли в отделение», — продолжает он.
Также полиция наведалась в ночные клубы, где ловили геев, занимающихся проституцией.
«Но старались в сами клубы не заходить, ловили снаружи», — рассказывает Фарид.
По его словам, это происходило в Насиминском, Бинагадинском и Сабаильском районах азербайджанской столицы.
Как рассказывает Фарид, с задержанных полицейские требовали взятку за освобождение, а также ставили условие, чтобы геи не появлялись в центре города и в местах большого скопления людей. Кроме того, требовали, чтобы те не одевались «таким образом, чтобы была понятна их сексуальная ориентация».
Глава пресс-службы МВД Азербайджана полковник Эхсан Захидов опроверг обвинения о взятках, и заявил что причиной рейда стали многочисленные жалобы жителей города.
«Некоторые медиа и отдельные люди представляют все так, будто полиция преследует сексуальные меньшинства. На самом же деле это не так», — говорит он.
«Тот, кто делает это тайно, скрытно, чья личная жизнь не вызывает ни у кого протеста, — до них полиции нет никакого дела, — говорит Захидов. — Те же, чье поведение демонстративно, становятся причиной для раздражения окружающих, причиной для жалоб, с теми полиция борется».
По словам Захидова, причиной рейда стали подобные жалобы и «неуважение к окружающим» со стороны представителей ЛГБТ. Он также отверг заявления о пытках и заявил, что многие из задержанных представляли собой «угрозу для здоровья окружающих».
По его словам, некоторых представителей ЛГБТ-сообщества полиция отправляла в Республиканский центр по борьбе со СПИДом, где у пятерых был выявлен ВИЧ и сифилис, а еще у одного — только ВИЧ.
Ни азербайджанский Центр по борьбе со СПИДом, ни министерство здравоохранения страны не прокомментировали эту информацию.
«Мы узнали о произошедшем из СМИ и поначалу решили, что это рутинный рейд против ЛГБТ, какие были раньше, но тут нам в закрытую группу в «Фейсбуке» стали во множестве писать геи — о том, что их или их друзей задерживала в городе полиция», — рассказывает представитель правозащитной организации Minority Azerbaijan Гюльнара Мехтиева.
«Было ясно, что задерживают самых разных людей — как трансгендеров, так и геев, даже тех, кто не связан с секс-услугами, а работают на обычной работе», — продолжает она.
По словам Мехтиевой, из жалоб становится понятно, что людей задерживали около полуночи, отводили в полицейские участки и там штрафовали.
Мехтиева утверждает, что это первый случай преследования представителей ЛГБТ-сообщества Азербайджана подобного масштаба.
«Раньше были случаи, когда у трансгендеров, занимавшихся секс-услугами, возникали проблемы с полицией, но подобный рейд был проведен впервые», — говорит она.