Вечером 23 марта в родительский дом 16-летнего жителя армянского города Раздан в Котайкской области Вовы Д. прибыли трое полицейских и, сославшись на его предпризывной возраст и необходимость проведения очередных проверок, увезли в Ереван. По мнению парня, о том, что он атеист, полицейские узнали благодаря его странице в соцсети «Фейсбук»: на пути в столицу они пытались «наставить его на путь истинный» и вернуть в лоно Армянской апостольской церкви. Вова рассказал Epress.am подробности инцидента.
«Была пятница, я пошел в магазин. Когда уже возвращался, позвонила мама, спросила, где я. Разговаривая с ней, услышал мужские голоса. Подумал, что у нас гости и поспешил домой. Войдя, увидел троих незнакомцев, только один из них был в полицейской униформе». По словам Вовы, матери сказали, что возникли какие-то проблемы с предпризывными проверками и нужно провести еще одну: «У меня проблемы с легкими, подумал, что дело в этом. Мама сказала, что тоже едет, но ей отказали. До этого момента я действительно думал, что меня везут на проверку». К 21:00 Вову сажают в машину и везут в Центр содействия детям Армянского фонда помощи в Ереване (АФП).
«Уже в машине их вопросы изменились. Сказали, что узнавали в школе, собрали обо мне сведения. Позже я понял, что все разговоры о военкомате были мифом».
В Центре Вове сообщили, что он должен там остаться: «Я сразу разозлился, сказал, что не останусь. Спросил, кто дал согласие, чтобы меня привезли сюда, мои родители не со мной. Полицейские сказали, что разрешение дал участковый инспектор.
У меня возникли проблемы с нервной системой, даже по ночам не спал, не ел, пил только воду».
От проживающих в Центре детей Вова узнал, что там в основном содержатся дети из социально необеспеченных семей и сироты: «Но у меня в семьей не было никаких проблем. В Центре ко мне относились хорошо, предложили поесть, но я ничего не ел. Дети уже легли спать, я отказался, меня отвели в зал. Сидя я поспал макисмум полчаса».
По его словам, тогда полицейские отобрали у него сотовый, вернули только на следующее утро. «Позвонил маме, сказал, что, вероятно, останусь там до понедельника, попросил привезти одежду и еду. Потом вспомнил одного знакомого, который мог меня оттуда вызволить. Позвонил ему, попросил сделать так, чтобы меня увезли оттуда. По их словам, там я должен был оставаться 2 дня, пока не придет психолог и не поговорит со мной».
Вова оставался в офисе Армянского фонда помощи до 17:00 24 марта, затем после вмешательства знакомых полицейские отвезли его обратно в Раздан.
В дороге они вели себя грубо. Спрашивали о его атеизме.
«Вы не представляете, как они меня допрашивали. Говорили: это ненормально, ты должен думать, как мы, поэтому мы хотим дружить с тобой, чтобы ты достиг нашего образа мыслей. Спрашивали: почему ты не хочешь стать христианином? Я сказал, что даже если б и стал, соблюдал бы все заповеди. Спросил одного из полицейских: вы христианин? Да, говорит. Почему в таком случае, говорю, вы употребляете непристойные выражения? Потому что, говорит, не могу не употреблять, открыл, говорит, Библию, прочел пару строк, понял, что не мое, сказал: дорогой Бог, извини, но я не могу следовать заповедям».
Из-за заболевания легких сигаретный дым Вове противопоказан: «Но они курили, я просил не курить, а они, вместо того, чтобы выбросить сигарету, только открывали окно и продолжали курить».
26 марта стражи правопорядка прибыли в дом семьи, сказав, что Вову снова должны отвезти на проверку. Они аргументировали это тем, что в прошлый раз психолога не было на месте.
«Я пошел по своей воле, сказал, мол, проводят проверки, закончу с этим и приду домой. Но теперь они уже говорили, что я должен оставаться там до 2 апреля. Я сказал, что не могу — очень занят».
Вова встретился с психологом, во время короткой беседы он рассказал о том, что с ним происходило в дни первого визита. И снова при содействии знакомых ему удалось вернуться домой в тот же день.
Визиты стражей правопорядка, однако, продолжались. На следующий день они сказали, что хотят побеседовать с парнем «просто по-дружески».
«Сказали «хотим помочь тебе, разбудить в тебе все то, что поможет гордиться образом армянина». Наверно, видели мои посты в Фейсбуке, им показалось, что я состою в какой-то секте и у меня какие-то связи с ними. Одним словом, сказал, что это не так, я просто атеист. Но они постоянно говорили: почему ты не хочешь стать христианином?».
Интерес полицейских Вова связывает со своей внешностью, которая отличается от внешности сверстников, они, по его словам, «сразу меня заприметили».
«Со мной мало кто общается из-за того, что я — атеист. Наверно, это стало одной из причин, наверно, этот слух дошел до полиции. Потом, может, проверили мою страницу в Фейсбуке, увидели, что я отметил свою асексуальность, сделали какие-то выводы и решили, что у меня есть какая-то проблема», — говорит Вова.
Корреспондент Epress.am поинтересовался у офиса Армянского фонда помощи, на каком основании полицейские привезли к ним юношу. Здесь сказали, что лицо, уполномоченное отвечать на подобные вопросы, в отъезде, и предложили сделать официальный запрос, на который ответят по возвращении сотрудника.