В среду сотни участников «Марша матерей» прошли по центру Москвы, протестуя против растущего числа арестов молодых россиян по обвинениям в экстремизме из-за репостов в соцсетях. По словам протестующих, ФСБ ведет провокационную кампанию, заманивая молодежь в ловушки в интернете. Подобная тактика многим напоминает методы начала 1950-х годов, отмечает западная пресса. Наступление властей на молодежь усилилось с 2017 года, когда подростки стали массово выходить на протесты, организованные Навальным.
«Имеется общий курс на усиление репрессий, подавление любой гражданской и политической деятельности в стране», — сказал на камеру один из участников акции. Многие демонстранты принесли мягкие игрушки в виде животных, особенно единорогов.
Участники шли порознь, не использовали плакаты и по большей части воздерживались от скандирования, чтобы предотвратить попытки полиции обвинить их в участии в незаконной демонстрации. На этот раз полиция держалась в стороне и не пыталась сорвать протест.
Поводом для демонстрации стал арест в марте двух девушек из Москвы, 18-летней Анны Павликовой и 19-летней Марии Дубовик по обвинению в экстремизме. Согласно обвинителям, девочки входили в небольшую ячейку, которая планировала свергнуть правительство. Арестованы также восемь мужчин. Их родители и адвокаты обвиняют власти в фабрикации дела таким образом, чтобы девушки стали нарушительницами закона об экстремизме. Адвокаты и членов семей обвиняемых приводят доказательства того, что загадочный свидетель, давший показания на членов группы «Новое величие», — это агент ФСБ, который сам инициировал создание группы.
На встречах в McDonald’s группа, предположительно, решила провести революцию через соцсети и распространение листовок. Членов группы обвиняют в том, что они обучались пользоваться оружием. Однако главные источники этой информации — сотрудники служб безопасности, внедрившиеся в их сеть. По крайней мере, один из них играл важную роль в управлении деятельностью группы.
За несколько часов до марша чиновники обратились в суд с просьбой поместить девочек под домашний арест. Однако многие участники назвали этот шаг уловкой, призванной заставить их остаться по домам.
По словам правозащитников, наступление на подростков всерьез началось в 2017 году, когда молодежь стала массово выходить на протесты, организованные Навальным. Как только кого-то арестовывают по подобным обвинениям, его имя появляется в национальном реестре экстремистов и террористов, что по сути разрушает ему жизнь. Часто он не может наниматься на работу, получать кредиты или иметь свободный доступ к банковским счетам.
«Они хотят запугать молодежь, вот и все», — говорит участница марша Юлия Нестерова.
В случае вынесения обвинительного приговора им грозит до 12 лет лишения свободы.
Решение о судьбе девушек прояснится в четверг, на утреннем заседании московского Дорогомиловского суда, говорится в статье.