Главная / Армения / Замминистра юстиции Армении рассказала о Стамбульской конвенции

Замминистра юстиции Армении рассказала о Стамбульской конвенции

В последние месяцы Стамбульская конвенция о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием стала предметом широкого обсуждения в Армении. Ее противники педалируют тему ЛГБТ и угрозы «национальным ценностям», которая может возникнуть в случае ее ратификации. У здания парламента Армении ярые противники Конвенции собирают подписи единомышленников, зазывая людей «угрозами разрушения традиционной армянской семьи», вопросами об отношении к сексуальным «меньшинствам». При этом тема предотвращения повсеместного насилия в отношении женщин и детей отходит на второй план.

На тему в студии Civilnet высказалась замминистра юстиции Армении Кристинэ Григорян.

Конвенция была подписана Арменией в январе 2018 года, теперь встал вопрос о ее ратификации. Описывая процедуру, Григорян отметила, что после определенной подготовки настало время для ее ратификации: «Конвенция – это международный инструмент, у страны есть несколько способов к присоединению к ней. В случае с этой Конвенцией — это ратификация. И правительство в лице Минюста начало этот процесс: были собраны мнения, как это делается в случае с любой другой конвенцией, подытожены, отправлены правительству. На определенном этапе правительство уже должно обратиться в Конституционный суд, чтобы получить заключение касательно конституционности положений Конвенции. В связи с некоторыми опасениями мы также приняли решение обратиться в Венецианскую комиссию, которая может представить консультативное мнение – это  нормальная практика. И это не единственный случай, когда страна обращается за этим мнением. Это естественный процесс».

Юристы-противники Конвенции  не только настаивают на ее неконституционности, но также утверждают, что она носит развращающий характер. Ранее председатель Палаты адвокатов Ара Зограбян процитировал отрывок из документа, в котором говорится: «Трансгендеры, трансвеститы, транссексуалы и иные лица не соответствуют представляемым обществом требованиям о категориях «женщина» и «мужчина». По словам интервьюера, принимая за основу подобные цитаты, люди находят, что принятие Конвенции приведет к развращению общественных ценностей.

Замминистра заметила, что с текстом Конвенции ни у кого никаких проблем нет и в основном «стрелки переводятся на разъяснительный доклад», который, кстати, не имеет никакой правовой силы. «Но если так, то почему международные органы выпускают эти разъяснительные доклады? Дело в том, что в этих докладах международные эксперты стараются представить то или иное положение Конвенции, которые могут учитываться правовыми системами  разных стран. Попросту говоря, они объясняют, что, к примеру, такое-то положение было написано определенным образом, имелось в виду, что в рамках конкретного законодательства можно учесть какие-то вещи, но одно точно: во всех частях, в которых ссылаются на людей с подобной ориентацией, речь не идет о том, что это обязательно. Речь о том, что если какие-то страны в определенной мере признают такие подходы, это может быть релевантно.

Что касается цитаты господина Зограбяна, отмечается, что лица этой категории, пользуясь определенными услугами, то есть когда их признали пострадавшими и так далее, могут столкнуться с дискриминацией только потому, что у них такая ориентация. Но наряду с ними упоминаются также мигранты, беженцы, беременные женщины, лица с определенным статусом, затрагивающим здоровье. То есть вырывать это из контекста и говорить, мол, это направлено на защиту их прав, причем, посредством разъяснительного доклада, это как минимум  односторонний подход.

Хотела бы еще коснуться этого вопроса на уровне образования… Во многих случаях говорят, мол, это пропаганда. В разъяснительном докладе очень четко говорится, что самое главное из того, что должны сделать присоединившиеся к Конвенции страны, это преподавание на различных уровнях нетерпимости к насилию. А также в разъяснительном докладе говорится, что стране самой решать, как это делать, какой материал использовать, на каких уровнях образования работать. Здесь Конвенция придерживается принципа уважение к национальным подходам и национальным ценностям».