Главная / Армения / Карабахский деятель как типичный пример: депутат о языке ненависти

Карабахский деятель как типичный пример: депутат о языке ненависти

Депутат от правящей в Армении фракции «Мой шаг», член постоянной парламентской комиссии по защите прав человека и общественным вопросам Мария Карапетян не разделяет мнение о том, что слова ненависти достигли в стране такого уровня, что об этом приходится говорить с трибуны Национального собрания. Попросту, объясняет она, правящая сила очень чувствительна в вопросах, связанных с общественными отношениями и отрицанием насилия. «Нельзя сказать, что культура насилия не преобладала в Армении в прошлом, наоборот, была еще сильнее, просто мы считаем, что в рамках мандата от общества нам поручили непременно сделать так, чтобы преобладала культура «нет насилию».

На пресс-конференции в понедельник, 14 октября, депутат, отметив, что страна находится на постреволюционном этапе, заявила: некоторые проявления связаны с реформами в судебной системе или иными процессами.

«Я уверена, что со временем они будут вытеснены. Некоторые проявления связаны с происходящими в Армении судебными реформами или иными процессами, то есть, понятно, что группы, из интересов которых не вытекают эти глубинные реформы, должны оказывать сопротивление любыми способами».

Ранее Карапетян выступила с инциативой в парламенте, отметив необходимость правовых механизмов в виде принятия законодательства о дискриминации и языке ненависти. Депутат выразила мнение, что крайне внимательными к своей речи должны быть в первую очередь публичные лица, особенно чиновники, чтобы не обострять ситуацию. И чтобы не приходилось прибегать к санкциям за первый же подобный проступок, на данном этапе речь идет о постоянных и намеренных действиях по превращению в мишени людей или организаций. В любом случае, это длительный процесс, требующий высокой общественной информированности, и если обществу, по словам депутата, удастся отвергнуть употребление языка ненависти, потребуется меньше регулировок в законе.

К примеру, заявление Виталия Баласаняна о физическом уничтожении премьер-министра Армении и членов партии «Сасна црер» может считаться как призывом к насилию, так и языком ненависти. Интервью бывшего главы Нацбезопасности Арцаха, генерал-майора Мария Карапетян назвала типичным примером того, от чего должны воздерживаться чиновники и те, кто «претендует на то, что он пользуется авторитетом в обществе».

Что касается произошедшего с ереванским пресс-клубом «Зеркало», то, по словам парламентария, оправдания не может иметь никакое посягательство «на позиционирующего себя в качестве СМИ» субъекта. «Месседж, с которым была совершена эта акция, возможно, вытекает из эмоций граждан, но наши граждане должны рассуждать не только о содержании месседжа, но и о методах, вне зависимости от поведения «Зеркала», вне зависимости от того, приятно им поведение пресс-клуба или нет.

Нужно учитывать и то обстоятельство, что очень часто игроки в этих процессах преследуют цель именно провокации: либо они провоцируют насилие, либо провоцируют насилие для вовлечения других игроков, граждан, которые могут иметь очень честные стремления против воспроизводства насилия и авторитаризма».

Какое-то время армянская власть не реагировала на ситуацию с Фондом открытого общества, считая, что процесс можно уместить в рамках свободы слова и свободы собраний. За это, отметила Карапетян, правящая сила подвергалась критике. А реакция властей последовала уже после того, как возглавляемая экс-советником бывшего главы полиции Армении Нареком Маляном группа переступила «красную линию».

«Под удар попали уже не представители гражданского общества, а учителя, которые провели лето, обучая детей письму. Сотруднику организации пришлось выйти на улицу и защитить свои телом учителей, которые пытались покинуть территорию Фонда», — напомнила депутат, добавив, что не стоит сравнивать этих представителей гражданского общества, на протяжении лет продвигающих в Армении повестки свободы слова и прав человека, с теми, кто идет на провокации.