Главная / Армения / Какие меры принимают власти Армении для борьбы с языком ненависти?

Какие меры принимают власти Армении для борьбы с языком ненависти?

«Мне неизвестно, что делает государство, чтобы предотвратить слова ненависти. Здесь речь о неисполнении государством своих обязательств. Нет неопределенности, есть бездействие. Когда государство в лице властей отступает от защиты демократических ценностей, создается площадка для расширения или проявления предрассудков», — на пресс-конференции в среду, 25 сентября, заявил глава ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи Артур Сакунц.

До него коротко выступили депутат от парламентского большинства, блока «Мой шаг» Гаянэ Абрамян и адвокат Ара Газарян. Абрамян, в частности, подчеркнула необходимость внесения поправок в УК и расширения диспозиции статьи, затрагивающей слова ненависти. Действующий закон, говорит она, затрагивает только вражду на национальной, расовой или религиозной почве, между тем, необходимы поправки по части политических, идеологических взглядов, а также различных социальных оснований. Над новым Уголовным кодексом уже работают, сообщила депутат, но с учетом того, что это требует довольно объемной и длительной работы, возможно, необходимость изменить/дополнить статью о словах ненависти появится раньше.

В контексте новых законодательных регулировок адвокат Газарян, в свою очередь, говорил о важности отличать слова ненависти от оскорбления и свободы слова. Свобода слова напрямую связана с дискриминацией (в Армении нет закона о дискриминации), то есть с предвзятостью, обусловленной полом, цветом кожи, политическими взглядами. При разработке правовых регулировок необходимо четко обозначить отличия, в то же время отделить свободу слова от слов ненависти, основываясь на соответствующих статьях Конституции (свобода слова, злоупотребление правом), это, по мнению Ара Газаряна, будет сложный процесс, который столкнется с некоторым сопротивлением.

«Мы не можем использовать свободу слова для нанесения удара по ценности, на которой строится демократия. Злоупотребление правом и происходит тогда, когда ты используешь свободу слова для пропаганды насилия или нетерпимости. В Армении это совершенно не закреплено и не защищено. Как отличить острую критику, даже вульгарное слово от слов ненависти? Для этого необходимы целый механизм и культура, менталитет, который у нас уже формируется за пределами судебно-правовой практики. Здесь есть, над чем поработать», — заявил адвокат.

На высказывание о сложности отделять одно от другого остро отреагировал правозащитник Артур Сакунц. По его мнению, нет никаких сложностей и неопределенности, международные инстанции давно установили подходы и критерии, они являются частью обязательств, принятых Республикой Армения, поэтому остается лишь имплементировать эти обязательства, включить в национальное законодательство:

«Какое слово нужно считать словом ненависти? В основе ненависти лежит предубеждение по отношению к определенным группам, как правило, меньшинствам: этническим, религиозным, это могут быть и правозащитники, маленькая группа журналистов, которая работает с такими темами, из-за которых они оказываются среди меньшинств, это может происходить и на почве сексуальной ориентации. То есть в основе слов ненависти лежат существующие предрассудки о различных меньшинствах. Если мы не рассматриваем это в качестве отправной точки, в таком случае мы не в состоянии сформулировать свои правовые подходы.

Ненависть — не новое явление для Армении. Мы неоднократно констатировали, что государство не прилагает достаточных усилий для предотвращения слов ненависти. Снова говорится о неопределенности. Простите, нет неопределенности, потому что в Европейской конвенции по правам человека за положением о свободе слова, мнения следует второй подход, согласно которому, они могут ограничиваться, если не эквивалентны безопасности демократического государства, его нормам, порядкам, свободе человека, неприкосновенности.

Первые сигналы появились в прошлом году, когда в Армении не состоялся форум ЛГБТ-христиан, что сопровождалось заявлением полиции о том, что они не могут обеспечить безопасность участников. Это позор. И комиссар Совета Европы по правам человека назвал это в своем докладе отступлением от демократических принципов. Что сделало государство, Национальное собрание? Отношение — зеро. Не были привлечены к ответственности лица, которые уже практически перешли к физическому насилию.

Мне неизвестно, что сегодня делает государство, чтобы предотвратить слова ненависти? Что делает государство, Национальное собрание? Зеро. И здесь речь о неисполнении государством своих обязательств. Мы должны дожидаться принятия этого закона, чтобы к тому времени кому-то разбили головы?

Я обращаюсь в первую очередь к нынешней власти, которую я всячески поддерживаю и буду поддерживать, но не инициативы и действия, не умещающиеся в логике принятых на себя обязательств.

Посмотрите на ответ Минюста после доклада комисса Совета Европы. Просмотрите комментарии. Нет ни слова о поднятых вопросах.

Боятся говорить о Стамбульской конвенции. И опять на основании предрассудков Конвенция становится мишенью для нападок. Поэтому они откладывают этот процесс [принятия] на следующий год. Нет никаких оснований для того, чтобы уступать словам ненависти, основанным исключительно на предрассудках, чтобы откладывать, не говорить, не действовать.

Когда государство в лице властей отступает от защиты демократических ценностей, создается площадка для расширения или проявления предрассудков.

Да, плюрализм — одно из положений нашей конституции, и он действует до тех пор, пока мнение, на основе предрассудков, не превращается в ненависть. Ненависть не может быть защищена, защищайте группы!

Государство должно выполнять свои обязательства. Таким подходом или бездействием, либо безразличием поощряется распространение слов ненависти», — заявил правозащитник Артур Сакунц.

Отвечая на заявление про форум ЛГБТ-христиан, депутат Абрамян сказала, что несправедливо упоминать о прошлогодних действиях полиции, обвинять нынешнее Национальное собрание, ждать чего-то от него, когда речь о предыдущем.

Что касается Стамбульской конвенции, то, по ее словам, процесс затягивается не по причине шага назад, сделанного из-за предрассудков или под давлением: все дело в процедуре. Депутат заявила, что, согласно процедуре принятия Конвенции, документ должен был попасть в Конституционный суд: «Мы прекрасно понимаем возможную реакцию нынешнего Конституционного суда. Было бы попросту неразумно начинать этот процесс сегодня». Отметим, что состав КС мало изменился после смены власти в Армении, избавиться от представителей прежнего режима пока не удается.

Несколько месяцев назад проблемы распространения слов ненависти коснулись на заседании правительства. Премьер-министр Никол Пашинян поручил Минюсту обсудить целесообразность криминализации призывов к ненависти. Министерство изучило действующие законодательные регулировки, международные стандарты и опыт борьбы со словами ненависти.

В результате был разработан законопроект, в котором предлагалось предусматривать ответственность за публичные призывы к насилию, опасному для жизни и здоровья человека, публичного оправдания или пропаганды насилия, опасного для здоровья и жизни человека. В настоящее время парламент также работает над криминализацией ответственности за призывы к насилию и распространение слов ненависти.