«Если, к примеру, посчитать, сколько воспитанников интернатов, детдомов Республики Армения поступили в вуз, скольким из них впоследствии удается сделать более или менее нормальную карьеру, приобрести профессию, обеспечить свое благосостояние, перед нами предстанет позорная картина», — на заседании правительства в четверг, 31 октября, заявил премьер-министр Никол Пашинян.
Сегодня обсуждалось и без голосов «против» было принято решение распустить ряд интернатов, в том числе Государственную некоммерческую организацию Ванадзорский детский дом, Дилижанский, Бюрегаванский интернаты, Гюмрийский дом-интернат N2 по уходу и защите детей имени Фритьофа Нансена и др. Зачитав эту часть решения, глава правительства обратился к министру труда и социальных вопросов Заруи Батоян: «Но первая часть этого решения изложена в логике фейкньюз. Сегодня снова поднимется большой шум по поводу того, что правительство Армении закрывает детские дома, интернаты и так далее. Прошу, с учетом этого, представьте вопрос полностью».
Министр, в частности, рассказала, на положение 1 июня 2019 года уход в таких учреждениях получили 260 детей. Число в процессе сокращалось в связи с их возвращением в биологическую семью. На 28 октября уход получили 130 детей. Также на основе нужд семей разработаны и совместно с территориальными органами соцпомощи, областными администрациями и с привлечением международных партнеров осуществляются индивидуальные программы помощи. Дети продолжают получать помощь от государства: к началу учебного года на предусматриваемые средства из госбюджета были предоставлены необходимые канцелярские принадлежности и одежда, зимнюю одежду выделят в первой декаде декабря.
30% родителей уже вовлечены в программы экономического развития. Речь о 16 семьях. Предусматривается организация курсов, выдача инструментов для экономической деятельности. В этом направлении работают и с другими родителями.
Также министр сообщилав, что после ликвидации организаций денежные средства будут в полном объеме направлены на расширение центров дневной помощи в областях и столице, увеличение количества семей-опекунов, материальную помощь биологическим и семьям-опекунам, ухаживающим за детьми, вернувшимися из действующих круглосуточно учреждений. Решение вступит в силу 1 декабря. В случае с Гюмрийским домом-интернатом N2 — 25 июня 2020г., с Ванадзорским — 1 января 2020 года.
По словам Батоян, это решение вовсе не говорит о том, что правительство или министерство отказываются от своего обязательства перед детьми, попросту меняется способ оказания помощи.
Премьер Никол Пашинян, в свою очередь, коснулся вопроса о том, что в Армении быть воспитанником школы-интерната или детдома — это вердикт: «Очень важно отметить, что меняется не только способ предоставления услуг, но и содержание. И эти реформы направлены против отчаяния, потому что говорить в Республике Армения «воспитанник детского дома», «воспитанник интерната» означает зачитать человеку вердикт, согласно которому, он всю жизнь проведет вне общественной жизни и успеха в целом, и мы, конечно, не намерены мириться с этой ситуацией.
Если, к примеру, посчитать, сколько воспитанников интернатов, детдомов Республики Армения поступили в вуз, скольким из них впоследствии удается сделать более или менее нормальную карьеру, приобрести профессию, обеспечить свое благосостояние, перед нами предстанет позорная картина.
Если же посмотреть, как сложилось благосостояние семей сотрудников и директоров интернатов, можно сделать интересные выводы. Потому мы будем последовательно продвигать эту реформу, цель которой заключается в увеличении конкурентоспособности — во всех смыслах — детей из интернатов, детдомов и других подобных заведений, в увеличении их веры в собственные силы, наделении их знаниями, навыками, чтобы им не приходилось всю жизнь нести на себе штамп ребенка из детдома, чтобы они могли обеспечить свое благосостояние своим трудом, путем развития своих талантов.
Мы делаем все, чтобы вернуть ребенка в семью. Это очень важный вопрос. Многие в Армении используют идею ценности семьи для прикрытия своей деятельности, но ценность идее семьи придается вот такими вот действиями.
Конечно, существует легитимная обеспокоенность по поводу того, все ли вовлеченные семьи в состоянии принять детей и обеспечить соответствующие условия в рамках нашей новой политики. Потому мы и говорим, что институт предотвращения и расследования насилия в семье должен работать и развиваться на очень серьезном уровне… На логику, по которой «это член моей семьи, что хочу, то и делаю, хочу — бью, не хочу — не бью», мы четко отвечаем: нет, потому что член этой семьи — гражданин Республики Армения, и никто не имеет права нарушать его права.
Мы должны последовательно двигаться в этом направлении, работать над институциональными решениями, конечно, проводя глубокие анализы в том числе с обществом, не допуская того, чтобы остатки коррупционной системы Республики Армения пытались удерживать или вернуть страну в тупик регресса и невежества.
В правительстве тоже имеются такие силы, и мы должны по одному избавляться от всех, кто в системе государственного управления занимается пропагандой невежества, всех до последнего, чтобы не осталось ни молекулы».
Подняв вопрос о том, приведет ли проводимая работа к колоссальным результатам, Пашинян отметил, что гарантий нет, однако плохие изменения, добавил он, лучше безнадежного настоящего: «Эти дети — граждане Республики Армения, и Республика Армения должна сделать все для подготовки их к дальнейшей жизни, причем, это должна быть не жизнь человека, который сводит концы с концами, не человека с протянутой рукой, а жизнь гражданина, обеспечивающего свое благосостояние достойной работой».