Заряд недовольства в грузинском обществе копится уже много лет, причем в самых разных слоях населения. Активная либеральная молодежь хочет больше свободы, активные консерваторы поколения их родителей — больше «порядка». Огромная инертная масса неактивных граждан всех возрастов хочет, чтобы была работа, не росли цены и не злили активные граждане. Добавьте к этому просто море фейк-ньюсов всех категорий, постоянную напряженность на «границе» с Южной Осетией и Абхазией, великолепные отношения с Россией, скандалы в церкви и медленное, но верное пике курса грузинской валюты…
Во власти и парламентской оппозиции (aka осколки партии Саакашвили) очень многие разочаровались. Крупные действующие партии, фактически, не имеют политических платформ, одни и те же говорящие головы маятником качаются и вправо, и влево. При этом влияние партии миллиардера Бидзина Иванишвили «Грузинская мечта», во многом обеспечивают депутаты мажоритарии – представители различных регионов страны, которые составляют половину парламента.
После многотысячных митингов в июне этого года и силового разгона в ходе которого применили газ, водометы, дубинки и резиновые пули, Иванишвили объявил о жесте «доброй воли» — отмене мажоритарной системы на предстоящих парламентских выборах в октябре 2020 года. Все места в парламенте должны были распределиться по прямой пропорциональной системе – получил 10% голосов, получишь 10% мест в парламенте. Это создало впечатление того, что выборы пройдут в условиях настоящей политической конкуренции, а власти лишаются огромного козыря и ставят под угрозу существование большинства.
Обещание позволило свести на нет массовые митинги. Несмотря на недоверие к власти и лично к лидеру «Грузинской мечты» Иванишвили, многие активисты поверили в это обещание. А ещё было лето и молодежи хотелось на море.
К слову, среди требований митингующих была еще и отставка главы МВД Гахария, который спустя несколько месяцев пошел на повышение и стал премьер-министром, фактическим главой государства. Прокуратура лениво «расследует» дела о возможном превышении полномочий полиции при разгоне акции, тогда двое ребят лишись глаза, сотни обратились в больницы с ранениями полегче.
14 ноября грузинский парламент успешно провалил проект о реформе выборов. Иванишвили сказал, что ему очень жаль, но так вот получилось — не послушали его члены его собственной партии. Для тех, кто митинговал, это объяснение так себе – ни один из депутатов, не давших голос за реформу, не был особо известен стремлением перечить главе «Грузинской мечты», да и вообще выступать в парламенте.
Митинги начались заново. На этот раз протесты поддержали и оппозиционные политики, причем выступили они единым фронтом, в том числе те, кто ненавидит друг-друга. Даже несколько депутатов от самой «Грузинской мечты» покинули большинство в знак протеста. В центре Тбилиси перекрыли дорогу, поставили палатки, начали жечь костры и петь злые песни. Днем 18-го ноября митингующие пытались заблокировать вход в здание парламента. Акцию разогнали водометами, без особой жестокости, без выбитых глаз и слезоточивого газа. Пока.
Что будет дальше? Бросим кости и увидим четыре возможных варианта.
1) Ничего. Власти поняли, что силу нужно применять аккуратно, не создавая мучеников и не зля западных партнёров. Митинги будут нежно щемить, но в рамках закона, люди устанут, замерзнут и разойдутся, Новый год на носу. «Грузинская мечта» проводит выборы по старинке, попутно уверяя народ, через подконтрольные СМИ и Фейсбук-ботов в том, что акции на ходят только наркоманы и проститутки. Иванишвили переиграл всех, все успокаиваются до следующего большого повода.
2) Будут бить. Не важно кто и кого – на митингах появятся люди с палками и коктейлями Молотова или у полиции сдадут нервы. Тут предсказывать трудно – один раз в 90-х мы получили гражданскую войну с танками на Руставели, один раз в 2000-х — бескровный переворот, несколько раз в разное время — ничего, кроме ручейков крови и поломанных костей.
3) Досрочные выборы. Они возможны исходя из второго и четвертого сценария или просто по желанию власти. Если выборы пройдут сейчас и по старому законодательству, партия власти, скорее всего, опять наберет большинство. Иванишвили переиграл всех, все успокаиваются до следующего большого повода.
4) Уступки власти. Правящая партия сдерживает обещание насчет выборов, правительство уходит в отставку (это требование новых акций). Что может заставить правящую партию пойти на это, непонятно, из вариантов – акции становятся на самом деле массовыми (десятки-сотни тысяч людей стоят днями, ночами, неделями…), давление Запада, угроза крупным инвестициям и сделкам, внезапное откровение свыше, жесткий и настоящий компромат на власть.
Темо Кигурадзе
журналист из Тбилиси
источник — страница в фейсбук